Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню

Керамика Раку


Одной из самых оригинальных техник, применяемых при создании японской чайной чаши, является техника раку. В наши дни ее широко применяют по всему миру. Но изначально это слово означало лишь керамику, производимую семьёй Раку. История ее возникновения восходит ко второй половине XVI века, когда Япония переживала сложный период перехода от феодальной раздробленности к централизованному государству, период становления японского духа и национального самосознания.

 

раку тёдзиро муитибуцу

на фото: одна из первых работ мастера Тёдзиро (?-1589 г.), чаша Муитибуцу ("Ни Единой Вещи"), особо ценный культурный объект (Музей изобразительных искусств Эгава)

 

Поскольку чаепитие пришло в Японию из Китая в VII веке, утварь, использовавшаяся во время чайного действа, на протяжении первых нескольких сотен лет также была китайской. Это были селадоны Лунцюаня, белый фарфор из печей Дэхуа, керамические чаши мастерских Чжэнчжоу, известные под названием тэммоку. Но с течением времени внешний стиль и сам дух чайного действа претерпел значительные изменения, окончательно оформившись в традицию, известную сегодня как тя-но-ю, японская чайная церемония (подробнее о японской чайной традиции читайте здесь).

 

керамика раку сэн рикю

на фото: скульптурный портрет Сэн Рикю, выполненный Раку Танню (Китидзаэмон Х, 1795-1854 гг.), хранится на буддийском алтаре дома Раку

 

Династия Раку (тогда семья носила фамилию Танака) берет начало от гончара Тёдзиро, занимавшегося изготовлением черепицы и декоративных украшений для кровли. Во время строительства дворца Дзюракудай в Киото для Тоётоми Хидеёси он познакомился с выдающимся мастером чайной церемонии Сэн Рикю и сделал для него несколько чаш. Керамика Тёдзиро идеально соответствовала философии ваби-саби, к которой на склоне лет пришел великий мастер, и стала обязательным атрибутом чайных церемоний во дворце Дзюракудай.

 

                                      

                                            на фото: Свиток с иероглифом «Раку»

 

Первоначальным названием ее было дзюраку-яки (утварь дворца Дзюраку). Но в 1584 г. указом верховного правителя Хидеёси  гончару Тёдзиро было даровано творческое имя Раку (楽, радость), которое впоследствии стало наследственной фамилией его потомков.

 

раку тёдзиро модзуя-гуро

на фото: одна из первых чаш мастера Тёдзиро, черная чаша Модзуя-гуро (музей Раку, Киото)

 

Первые чаши были выполнены из красной глины дзюраку-цути, добытой в окрестностях дворца Дзюракудай, содержащей большое количество железистых примесей. После формовки чаши покрывались глазурью. Бесцветная глазурь после обжига подчеркивала изначальный красный цвет глины, а глазурь тэцую (железистая глазурь) после обжига придавала изделию темный, почти черный цвет. Последующие поколения мастеров использовали и другие глины – белую глину из Окадзаки и черную тугоплавкую бидзэн. Но сильнейший пожар 1788 г. уничтожил запасы глин на складе, и с того времени гончары Раку стали использовать глины, добываемые в южной части Киото – Фукакуса-Оокамэдани. Обычно каждый патриарх семьи Раку запасает глину для трех следующих за ним поколений. Добытую глину просеивают и долго просушивают на солнце, после чего отправляют на хранение. Чем дольше вылеживается глина, тем выше ее вязкость и тем проще из нее лепить.

 

керамика раку Китидзаэмон XIV

на фото: действующий патриарх дома Раку, Китидзаэмон XIV за работой

 

Отличительной особенностью чаш Раку является то, что она создается руками, при изготовлении чаш не используется гончарный круг. Причем в процессе лепки участвует вся ладонь (техника называется «скульптура», тэдзукунэ), а не только кончики пальцев (техника тэбинэри, «скатывание»). Взяв необходимое количество глины, мастер раскатывает ее на круглой и тонкой доске, придавая форму круга. Потом вращательными движениями ладоней он понемногу приподнимает и уплотняет глиняный круг, начиная с краев. Руки при этом движутся все время по направлению к центру, как будто мастер что-то бережно заворачивает. Сначала заготовка принимает форму плоской тарелки, затем пиалы домбури, которую мастер делает все выше и глубже. Наконец у изделия появляется донышко и оно принимает цилиндрическую форму с краем, чуть загнутым вовнутрь. О чашах Раку часто говорят, что они «точно по руке»: сам процесс их лепки таков, что иначе и быть не может. Удобная для руки форма возникает совершенно естественно.

Полученную заготовку-ситадзи сушат в течение нескольких дней после чего обтачивают металлическим или бамбуковым шпателем-хэра. При обточке снимается около 70% глины. Сначала вытачивают ободок основания, затем придается определенная форма тулову, потом обрабатывается донышко и в последнюю очередь – ободок верхнего края.

Керамику раку обжигают при низких температурах, степень спекания ее невысокая. Для повседневного использования она не очень годится, зато когда в чашу наливают горячую воду, она не обжигает рук, которым передается только приятное тепло и особое ощущение мягкости у того, кто ее держит. При этом, если чашу как следует прогреть, она будет очень долго удерживать чай внутри горячим, что особенно ценно, когда готовят «густой чай» койтя и из одной чаши пьют по очереди несколько человек.

 

керамика раку печь

на фото: печь для обжига в доме Раку

 

Обжигают чаши в небольшой печи с очень толстыми стенками – в той самой, которая была изначально. Этот факт является прямым доказательством того, что технология на протяжении последних 430 лет практически не изменилась. Топливом служит уголь лучшего качества бинтё-дзуми, очень твердый, горит он очень долго. Красные чаши обжигают при температуре 900-1000°С, а черные подвергают высокотемпературному обжигу (1150-1200°С и выше). Но тулово чаши остается «мягким», так как чашу вынимают из печи до того, как она успевает затвердеть, и тут же охлаждают.

В центральную часть печи вмонтирована маленькая камера для обжига черных чаш, печь ути-гама, выполняющая функцию защитной капсулы. Туда помещается всего одна чашка, так что производство является штучным. Эту внутреннюю камеру со всех сторон окружает уголь. При помощи мехов, прикрепленных к задней стенки печи, внутрь нагнетается воздух, поддерживающий горение. Чаши обжигают по очереди, одну за другой. После обжига чашу, еще ярко-красную, в полу-расплавленном состоянии вытаскивают и охлаждают (в западном варианте этой техники чашу иногда помещают в плотно закрытую емкость, наполненную опилками).

 

раку керамика печь схема

на фото: схема устройства печи ути-гама

 

Печь для обжига красной керамики находится сбоку от печи, в которой обжигают черную керамику. Внутренняя камера ути-гама также окружена углем, но она немного больше по размеру (вмешает 3-4 чаши) и при ее работе мехи не используют. Температура обжига в этом случае несколько ниже, но сам процесс обжига занимает больше времени.

Обжиг начинают обычно в полночь и продолжают до вечера следующего дня. Взлетающее вверх пламя, хлопки огня в топке, напоминающие взрывы петард, гудение мехов, взлетающие до глиняного потолка и падающие вниз искры… и вот наконец раскаленная печь «производит на свет чашу». Глазурь расплавляется, бурлит и клокочет, как лава.

Для приготовления глазури используют камень камогава-иси (научное название диабазовый туф или долерит). При изготовлении красной керамики глазурь сначала подвергают спеканию при низких температурах, а затем к полученной основе добавляют полевой шпат и кремнезем.

 

керамика раку Китидзаэмон XV чаша Дзюэй или Тень Дерева

на фото: работа Китидзаэмона XV, чаша Дзюэй ("Тень Дерева")


В течение более чем четырехсот лет гончарное искусство в семье Раку передается по прямой линии от родителей к детям. Нынешнее поколение является пятнадцатым. Мастера династии учились по работам своих предшественников, но всегда находили собственный изобразительный язык, чтобы отразить дух своего времени. 

 

на фото: работа действующего патриарха Раку Китидзаэмона XV, черная чаша Бокорусай («Во хмелю на Башне Озерных далей»), вдохновленная стихотворением Су Ши (1036-1101 гг.): "Черные тучи клубятся, но вершин не скрывают от взора // Вот и дождь, наконец, крупный жемчуг рассыпал по лодкам. // клубы пыли взметая, вихрь пронесся, рассеялись тучи, // И в озерной глади под башней опять отражается небо".

 

«Традициям не нужно следовать буквально. Каждый живет в свое собственное время и должен строить свой собственный мир», - говорил патриарх дома Раку Китидзаэмон XIV. Характерное для его творчества сочетание традиционного стиля с современным авангардным искусством можно считать основным содержанием нового этапа в керамике Раку. Он использовал разные глазури, экспериментировал с интенсивностью горения и температурой обжига, добиваясь возникновения причудливых пятен, придающих изделию оригинальность.

 

раку Коню Китидзаэмон XIII

на фото: работа Коню, Китидзаэмон XIII (1857-1932 гг.)

 

В ХХ веке керамика Раку стала известна во всем мире во многом благодаря работе английского керамиста Бернарда Лича. Он долго жил в Японии, а вернувшись на родину, открыл керамическую мастерскую. Сегодня технология раку любима художниками-керамистами всего мира за возможность получать неповторимые цветовые эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и остывания изделия.

Первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950°С. Затем чашу декорируют с помощью кисточки, напылением или окунаниеим (керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки сжавшейся глины; цвет глины меняется от серого до черного).

После нанесения глазури чашу обжигают второй раз – как правило, в электрической или газовой печи. Температура поднимается постепенно до 850-950°С, средней точки плавления эмалей, иногда выше (например, медь дает великолепный результат при 1000°С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску). После короткого обжига из печи длинными щипцами достают раскаленное изделие и перекладывают в земляную яму или специальный контейнер, засыпанный сухими опилками, и плотно закрывают. В резервуаре с опилками моментально начинается процесс тления с выделением СО (угарного газа). Отсутствие кислорода создает так называемую восстановительную среду, где для поддержания тления опилок требуется кислород, доступ к которому искусственно ограничен. Поэтому кислород начинает активно забираться из оксидов в глазурях. В итоге, глазури приобретают цвета исходных металлов, проявляя потрясающие декоративные эффекты. Многие керамисты составляют используя прозрачную или белую готовую основу, и смешивают её в процентном соотношении с оксидами металлов. Для получения перламутрового блеска к глазури добавляют оксид висмута в пропорции 3-4 %, для достижения золотистого иди серебристого эффекта металлического блеска, используют нитрат серебра в пропорции 2-3% 

 

раку виды фудзи

на фото: чаша раку из серии Виды Фудзи 

 

Перейти в раздел Чаши для японского порошкового чая (тяван) интернет-магазина

 

Рассказать друзьям
Комментарии
Пока нет ни одного комментария