Как известно, первые исинские чайники были вместительными и толстостенными. Стиль миниатюрного чаху ассоциируется с гончаром Мэн Чэнем (孟臣), чайник с каллиграфией которого «天启丁卯年荆溪惠孟臣制» («сделал Хуэй Мэн Чэнь в эпоху правления под девизом Тянь Ци, в год Дин Мао», что соответствует 1627 г.) упоминается в «Янсянь Минху Си» (阳羡茗壶系, первом каталоге исинских чайников, выпущенном в 1697 г.). Достоверных сведений о жизни мастера не сохранилось, а имя его стало нарицательным для маленьких тонкостенных чайников с округлым корпусом, жемчужинкой на крышке и выдержанной линией шуй пин. На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях Китая и Европы находится более тысячи чайников с печатью Мэн Чэнь (孟臣), сделанных на протяжении XVIII-ХХ вв. Самые ранние, скорее всего, принадлежат ученикам мастера, а последующие являют собой стиль, известный как Мэн Чэнь. Наиболее распространенной среди них формой является Ли Син Ху (梨形壶), Чайник в Форме Груши.
Для Ли Син Ху характерно объемное основание, напоминающее форму «Пао Гуа Ху», которое плавно сужается кверху. Плечи узкие, скошенные. Врезная крышка (цзегай, 截盖) смыкается с горлышком, продолжая линию плеча и зрительно составляет с корпусом единое целое. Носик тонкий, изогнутый (в классическом варианте это сань вань цзуй, 三弯嘴, «носик с тремя изгибами»). Его кончик и верхняя часть ушка изящной ручки находятся на одной линии (шуй пин). Шапочку крышки венчает небольшая круглая жемчужинка.
на фото: Мэн Чэнь Ли Син Ху
В XVIII-XIX веках чайники Ли Син Ху были очень популярны. Их делали во многих мастерских, причем не только в Исине, но в Фуцзяни и Гуандуне, где была распространена особая чайная церемония, каждое действие которой имело свое поэтическое называние. Шестое из двадцати семи действий, когда чайник помещали в ча чи (茶池, чайный пруд) и обливали кипятком, называлось «Мэн Чэнь Му Линь» (孟臣沐霖, «Мэн Чэнь купается под проливным дождем»). Изящные, легкие, обтекаемые чайнички очень гармонично вписались в эту церемонию, и спрос на них породил в середине цинской эпохи огромное количество грушевидных копий Мэн Чэня.
Однако, несмотря на то, что при копировании форма рождается, в точности повторяя работу предшественника, состоявшегося мастера всегда отличает собственный творческий почерк. Поэтому среди разновидностей гушевидных чайников в середине XVIII века наметились некоторые характерные отличительные черты, получившие впоследствии названия по именам их авторов.
на фото: Цзюнь Дэ Ли Син Ху
Ли Син Ху мастера Чжана Цзюнь Дэ (张君德) легко узнать по заниженному центру тяжести и широкому горлышку. Грациозно изогнутый носик и изящная, округлая ручка зрительно придают эффект легкости основательному, чуть растянутому в горизонтальной плоскости корпусу. Чжан – фамилия мастера, а Цзюнь Дэ – это прозвище, которое можно условно перевести как Добродетельный Господин (или Благородный Муж), поэтому эти чайники иногда так и называют.
на фото: Сы Тин Син Ху
Другая разновидность грушевидных чайников – Сы Тин (思亭). Она более других напоминает настоящую грушу. Но из-за того, что имя (а точнее прозвище) автора буквально означает Павильон Философа (или Беседка Размышлений), эту форму часто называют именно так. Фамилия мастера – Лю (陆). Каким было его имя при рождении, и когда точно он жил, история пока умалчивает.
на фото: современные грушевидные чайники
Современные гончары, продолжая традиции своих предшественников, ищут собственные пути, по-своему экспериментируя с формой. В их работах – узнаваемые черты современности, неуловимый налет времени, по которому любознательные потомки будут делать свои выводы о том, какое было у нас с вами представление о прекрасном.
Перейти в раздел «Чайники из Исинской глины» нашего интернет-магазина, где представлены грушевидные чайники: Ли Син Ху 70 мл, Ли Син Ху 90 мл.