ФОРМЫ ЯПОНСКИХ ЧАЙНИКОВ
По-японски заварочный чайник называется кюсу (急須). В зависимости от формы кюсу бывают четырех основных разновидностей:
Усиродэ/атодэ кюсу (後手急須) – с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. Классическая форма, появившаяся первой и не утратившая актуальности до наших дней.
на фото: усиродэ кюсу, мастерские Какиемон, ХIХ в.
Ёкодэ кюсу (横手急須) сегодня являются самыми распространенными в Японии. За пределами Страны Восходящего Солнца они ассоциируются с чаепитием сентя и называются «японскими». Это форма стала результатом эволюции ковшика-дяо, который с самых древних времен использовался в Китае, а затем и Японии при приготовлении лекарств.
на фото: ковшик-дяо
Прямая ручка, прикрепленная на корпусе сбоку, под углом 90° к носику, придает ёкодэ кюсу сходство с бамбуковым ковшиком-хисаку (柄杓), которым во время чайной церемонии наливают кипяток в чашу-тяван.
на фото: ковшик-хисаку
Чтобы ручка кюсу не обжигала пальцы, ее делают полой внутри или деревянной.
на фото: йокодэ кюсу, мастерские Банко-яки, XIX в.
Хохин (宝瓶, драгоценный сосуд)/сиборидаси (絞 り 出 し, буквально: процеживающий) – кюсу без ручки который традиционно используют для гёкуро. Этот сорт зеленого чая заваривают водой температуры 60-70°С, поэтому можно смело держать заварник непосредственно за корпус, не обжигаясь.
на фото: хохин Банко-яки, белая глина, конец XIX в.
Увадэ кюсу (上手急須, чайник с высокой ручкой), который также называется добин (土瓶, глиняный чайник). Ручка может быть выполнена из того же материала, что и чайник, но чаще ее делают из бамбука. Большие чайники добин использовались на ранних этапах чайной церемонии сентя с большим количеством участников.
на фото: добин с бамбуковой ручкой
Знаменитые мастерские
С началом эпохи Эдо (1603-1868 гг.) в Японию с материка пришла мода на рассыпной чай (см.статью «Японская чайная традиция»), а вместе с ней и на соответствующие предметы чайной утвари. Для заваривания листового чая использовались чайники из Исина, Дэхуа и Цзиндэчжэня, но очень скоро появились и их японские аналоги, которые на первых этапах изготавливались в технике изделий цзы-ша (打身筒, учими-то, ленточный метод), по их образу и подобию.
на фото: чайник из мастерских Токонамэ-яки, эпоха Эдо.
Но в 1859 г. в Огаки (大垣, префектура Гифу) в мастерской Онко-яки (温故焼) появился первый чайник, изготовленный на гончарном круге (轆轤, рокуро). И хотя до наших дней мастерская не сохранилась, разработанная в ее стенах технология в наши дни применяется в керамических центрах Банко-яки (萬古焼, префектура Миэ), Токонамэ-яки (常滑焼, префектура Айти) и Мумёи-яки (無名異焼, остров Садо, префектура Ниигата), специализирующихся на выпуске керамических заварочных чайников.
Эти центры расположены на линиях высокой тектонической активности, вдоль разломов Japan Median Tectonic Line, MTL (中央構造線) и Itoigawa-Shizuoka Tectonic Line, ISTL (糸魚川静岡構造線). На протяжении истории здесь происходило множество извержений вулканов, поэтому залежи глины имеют очень специфический минеральный состав, положительно сказывающийся на качестве завариваемого чая. В зависимости от конкретной шахты, состав этот варьируется, но в целом очень близок к исинской цзыша.
на фото: шахта на острове Садо, где добывают красную глину
Банко-яки (萬古焼)
Печь Банко основал в 1736 г. в городке Йоккаити (三重県四日市市, префектура Миэ) мастер Нунами Рёзан (沼波弄山). Он верил, что его изделия будут жить в веках, поэтому ставил на них печать Банко Фуэки (萬古不易, «десять тысяч древних, неизменных»). Изделия он обжигал в восстановительной печи, используя белую и желтую глину.
на фото: кюсу Банко Фуэки, XVIII век
Следующие поколения мастеров Банко-яки уже использовали фиолетовую глину (紫泥), а затем керамические массы были усовершенствованы и приближены к фарфору. Большую часть продукции Банко-яки в XIX веке составляла глазурованная керамика, декорированная подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом.
на фото: кюсу Банко-яки, керамическая масса, позолота, глазурь, надглазурная полихромная роспись, собрание Эрмитаж
Печи Токонамэ-яки (常滑焼)
Печи Токонамэ (Ходзё, префектура Ниигата) – один из старейших керамических центров Японии, где с самых древних времен производили черепицу и предметы кухонной утвари.
на фото: мастерская Токонамэ-яки сегодня
Первый чайник был сделан там в 20-х годах ХIХ в. мастером Инаба Такамичи (稲葉高道). Это была копия чайника из коллекции сёгунов Асикага, который мастер получил в дар во время паломничества в горы Акиба (префектура Сидзуока). Материалом для первых работ служила грубая белая глина с рисовых полей.
Следующий этап в развитии мастерских Токонамэ связан с именем мастера Сюгие Дзюмон (杉江寿門), который в 1854 г. начал работать с красной глиной, которая по своим свойствам была очень близка к исинской цзы ни. Значительный вклад в формирование собственного стиля Токонамэ внес и приглашенный с материка мастер Цзинь Хэнши (金恒士) из Исина. По аналогии с исинскими, чайники Дзюмон не покрывал глазурью, но добивался различных оттенков красного цвета за счет изменения температуры обжига.
на фото: кюсу со львом на крышке, работы Сюгие Дзюмон 60-е годы XIX в.
Оригинальной техникой, применяемой в Токонамэ, является могакэ (藻掛), оборачивание заготовки водорослями, которые при обжиге в печи оставляют на поверхности чайника узор.
на фото: кюсу Токонамэ-яки в технике могакэ (слева – современна работа, справа – XIX в.)
Печи Мумёи-яки (無名異焼)
Печи Мумёи-яки (остров Садо, префектура Ниигата) известны своими уникальными глинами с высоким содержанием оксидов металлов. В эпоху Эдо на острове в больших количествах добывали золото и серебро, поэтому он вошел в историю как «Золотой Остров»: общая протяженность шахт составляла около 400 км. Окружающая золотую жилу порода как правило также отличается высоким содержанием частиц металла. В Китае красную глину из золотых шахт использовали в лечебных целях, в качестве кожного антисептика и для остановки кровотечений. В медицинском компендиуме «Бэнь Цао Гань Му», составленном в 1596 г. величайшим китайским медиком Ли Ши Чжэнем (李時珍) , такая глина называется У Мин Гуй (無名異, бурый железняк, буквально означает «безымянная»), по-японски «мумёи».
В 1819 г. гончар Ито Канбэй (伊藤甚平) основал на острове первую мастерскую по производству керамики Раку. Затем в 1857 г. мастерские возглавил Ито Томитаро (伊藤富太郎), работы которого, выполненные из красной глины, стали известны за пределами острова под названием Мумёи-яки.
У красных глин Садо содержание оксидов металлов составляет свыше 20%, после обжига они приобретают глубокий коричнево-красный оттенок. Но вместе с тем они имеют низкую вязкость и работать с ними в чистом виде практически невозможно. Для придания эластичности к твердой красной глине добавляют мягкую желтую носака. После обжига она становится оранжевой. Минеральный состав глин на Садо аналогичен исинским – это красные глины с высоким (более 20%) содержанием оксидов железа, пурпурные с содержанием железа около 10% и примесями меди, цинка и олова, а также зеленые, в составе которых присутствуют медь и хром. При обжиге они дают широкий спектр оттенков – от желтоватых и коричневатых до красно-оранжевых и почти черных.
Интересный факт: обжиг изделий из глин, в которые добавлен краситель, не должен превышать температурный порог 1020°С, а натуральную «цветную» глину обжигают при более высоких (до 1300°С) температурах.
на фото: верхний ряд слева направо – зеленая глина, желтая глина, фиолетовая глина; нижний ряд – красная глина.
В керамических мастерских Мумёи-яки практикуют два типа обжига: открытым способом в огне печи и восстановительный обжиг (還元焼成), когда изделие, прошедшее первый этап обжига, покрывают рисовой шелухой или другими горючими органическими материалами и обжигают при более низкой температуре. Отсутствие кислорода приводит к изменению цвета поверхности с красно-коричневого на темно-фиолетовый, почти черный. Считается, что такой чайник особенно хорошо подходит для заваривания японского чая, а также улунов и пуэров.
на фото слева направо: в верхнем ряду чайники из желтой глины (перед обжигом, после восстановительного обжига, после обычного обжига), нижнем ряду чайники из красной глины (перед обжигом, после восстановительного обжига, после обычного обжига)
Последний этап, завершающий изготовление изделия мумёи-яки, называется намамигаки. В процессе обжига глина усаживается примерно на 30%, поэтому вышедший из печи и остывший до комнатной температуры чайник шлифуют камнем или шпателем, чтобы поверхность его выровнялась и стала гладкой и шелковистой.
на фото: полировка-намамигаки
Фарфор Арита
Фарфоровые изделия в Японии впервые появились в начале XVII в. на острове Кюсю. В 1610 г. выходец из Кореи Ри Сан Пэй (李参平) у подножия горы Идзуми-яма (泉山磁) в Арита (有田) обнаружил залежи каолина и основал там керамическое производство. Вскоре оно стало первым центром производства японского фарфора.
на фото: святилище Исиба Дзиндзя (石場神社, обитель духа отца-основателя японского фарфора Ри Сан Пэя)
Севернее Арита находился небольшой портовый и торговый город Имари (伊万里), куда продукцию гончарных мастерских Хирадо (平戸), Микавачи (三川内), Сацума (薩摩焼), Какиэмон (酒井田), появившихся вскоре по-соседству, свозили для продажи.
на фото: Идзуми-яма, шахты по добыче фарфорового камня
Японский фарфор экспортировали в Европу и Азию, где он был оценен чрезвычайно высоко, поэтому значительная часть производимого была ориентирована на внешний рынок. Японский стиль вдохновлял мастеров на фабриках Мэйссена, Шантийи, Челси, Боу и других.
на фото: кюсу из мастерских Кутани, XIX в., фарфор, надглазурная роспись
Ранние работы имитировали белый, рельефный фарфор Дэхуа и бело-голубые изделия Цзиндэчжэня. Но в XVIII-XIX вв. японский фарфор приобрел свой собственный, узнаваемый стиль.
на фото: чайник хохин, фарфор, подглазурная роспись кобальтом, XIX век, собрание Эрмитаж
После опустошительного пожара 1828 г. в Арите многие гончары вынуждены были переехать в регион Кансай, где продолжали художественные традиции Ариты.
на фото: мастерские Кинкодзана Собэя VII, Киото, конец XIX в., собрание музея Эрмитаж
Кюсу Тайваня
Сегодня японские кюсу широко известны во всем мире среди любителей коллекционного чая, ведь их использование не ограничено зелеными сортами типа сенча и гёкуро. Особенно популярны они на Тайване, где самым распространенным видом чаепития является церемониальное гунфуча с улунами. Тайваньская чайная культура, сформированная в равной степени китайскими и японскими влияниями, является своего рода буферной зоной между ними. Тысячелетняя мощь и неотъемлемая органичность китайской чайной традиции встречается здесь с технологичностью и особым чувством стиля, присущим японской цивилизации. И это касается и самого чая (от выращивания до обработки), так и связанной с ним предметной среды.
Несмотря на то, что гончарное дело на острове появилось около 6-7 тысячелетий назад (древние методы обработки глины используются некоторыми народностями до сих пор), развитие культуры тайваньской керамики приходится на период правления династий Мин (1388-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). А история чайной атрибутики начала бурно развиваться в 70-е годы ХХ века на волне «тайваньского экономического чуда» и движения за возрождение китайской культуры, инициированного в 1967 г. в качестве альтернативы «пролетарской культурной революции» в коммунистическом Китае.
Из-за запрета на сжигание в городах угля (главного топлива для тайваньских печей) в конце 60-х, мастера-керамисты Тайбэя перебазировались в его юго-западное предместье, поселок Ингэ (鶯歌, букв. Песни Иволги). История гончарного промысла у подножия горы Ингэ насчитывала тогда около ста пятидесяти лет: У Ань, переселенец из фуцзяньского Цюаньчжоу, основал там производство фарфора в 1804 г. Богатые каолинитами почвы и густые леса, дающие топливо для большой Змеиной печи, создали в этом месте прекрасные условия для развития гончарного дела.
Но в ХХ веке, на новом этапе развития, ситуация изменилась. С увеличением числа мастерских резко ухудшилось состояние окружающей среды и возник дефицит топлива. Внедрение японских газовых печей произвело революцию в тайваньской керамической индустрии, решив в кратчайший срок экологическую проблему и заметно улучшив качество продукции. Очень скоро изделия из Ингэ обрели известность как на внутреннем, так и на японском и европейских рынках. Тысячи художников (в том числе из Японии и Гонконга) притянулись на творческую атмосферу поселка, чтобы работать и обмениваться опытом. Сегодня в 900 мастерских Ингэ ежедневно рождаются и скромные предметы повседневного быта, производимые в промышленных масштабах, и редкие, неповторимые шедевры высокого искусства.
С 2000 г. культурным центром поселка является МКИ – большой ультрасовременный Музей Керамики в Ингэ. Это и постоянно действующая экспозиция из более чем двух тысяч предметов, и тематические выставки, и официальныое место встреч тайваньских и иностранных керамистов, и возможность для мастеров непосредственного общения с публикой во время демонстрации новейших работ. Во время одной из наших поездок на остров, мы побывали в Музее и сняли там небольшой фильм:
А здесь – видеорепортаж из музея керамики в Шэли, где находится старинная Змеиная печь:
Ну, и конечно же, в континентальном Китае тоже делают японские кюсу, которые прекрасно подходят для заваривания китайского чая. Волна, запущенная 500 лет назад мастерами Исина, придумавшими маленькие чайнички, которые потом восхищали монахов и коллекционеров, поэтов и сёгунов, послужила когда-то источником вдохновения для гончаров из Страны Восходящего Солнца. Сегодня она вернулась к своему истоку, обогащенная плодами их усилий – как благодарность за творческую инициацию, но и как вызов, как повод для нового развития.
Перейти в раздел покупок нашего интернет-магазина, где представлены антикварный японский фарфор (кюсу 200 мл., кюсу 220 мл, кюсу 170 мл., кюсу 190 мл., кюсу 165 мл., кюсу 185 мл., 160 мл., кюсу 180 мл., кюсу 170 мл., ), современные чайники сделанные в мастерских Ингэ на о.Тайвань (кюсу 140 мл., кюсу 170 мл., кюсу 250 мл., кюсу 280 мл.), в Цзяньшуй (кюсу 150 мл., кюсу 295 мл., кюсу 300 мл), на фабриках Дэхуа (кюсу 150 мл., кюсу 150 мл., кюсу 170 мл., кюсу 250 мл), Лунцюань (кюсу 140 мл.) и Цзиндэчженя, а также чайники из тайваньского нефрита мо юй (кюсу 296 мл).