Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню

Из истории японского фарфора


Гончарное ремесло на островах Японского архипелага зародилось еще во времена неолита (древнейшие изделия датируются десятым тысячелетием до нашей эры). Но производство фарфора началось только в XVII в. Согласно легенде, в 1610 г. выходец из Кореи Ри Сан Пэй (李参平) у подножия горы Идзуми-яма (泉山磁) на острове Кюсю в Арита (有田) обнаружил залежи каолина и основал первую мастерскую по производству фарфора. Вскоре по соседству появились сотни гончарных мастерских, называвшихся по имени владельца – Хирадо (平戸), Микавачи (三川内), Какиэмон (酒井田) и другие.

В течение шестидесяти лет, прошедших со дня основания первой мастерской, в Арита было изготовлено более двух миллионов фарфоровых изделий. В значительной степени этому способствовало оживление торговли в период становления династии Токугава – как внутри страны, так и с торговыми судами Ост-индских компаний.

прибытие португальского корабля, японская ширма, 1620-1640 гг

на фото: «Прибытие португальского корабля», японская ширма, 1620-1640 гг.

Особый интерес европейских торговцев к японскому фарфору был вызван тем, что в первой половине XVII века Ост-индские компании активно экспортировали изделия китайских мастерских Цзиндэчжэня. Однако из-за экономического упадка в конце правления династии Мин, вылившегося в гражданскую войну, работа там была полностью прекращена. Предприимчивые  голландцы основали в Нагасаки торговое представительство (вытеснив при этом португальцев и добившись монополии на торговлю) и заменили китайский фарфор японским.

Европейские заказы не только стимулировали бурное развитие производства, но и задавали определенный формат производимой продукции. И если ранние работы японских гончаров имитировали корейский фарфор, изделия Дэхуа и Цзиндэчжэня, то в XVIII-XIX веках огромное влияние на них оказали европейские вкусы.

В результате к середине XIX века в японском фарфоровом искусстве сформировалось несколько стилей, каждый из которых вписал свою главу в историю мировой художественной практики.

 

АРИТА (有田)/ ИМАРИ (伊万里)

Арита – собирательное название фарфора, производимого в более чем тысяче гончарных печей в районе Арита (городской округ в префектуре Сага, остров Кюсю). Свою продукцию мастера свозили для продажи в расположенный неподалеку портовый город-порт Имари (伊万里). Поэтому весь производимый в районе Арита часто называют по имени этого (одного из немногих, открытых для иностранных судов) центра торговли – Имари.

арита имари 17 век

на фото: изделия Арита, XVII век

Работы XVII- XVIII веков выполнялись в техниках сомэцукэ  (染付, бело-голубой фарфор, расписанный пастой на основе кобальта, поверх которой наносилась глазурь) и ироэ (色絵, разноцветный фарфор, расписанный поверх глазури рыжевато-красной, желтой, зеленой, бирюзовой и фиолетовой эмалями).

имари арита 17 век

на фото: изделия Арита, XVII век

 

КАКИЭМОН (柿右衛門様式)

Стиль получил название по имени династии гончаров, основанной Сакаида Какиэмоном (酒井田 柿右衛門) в Арита в начале XVII века. По легенде, название «Какиэмон» было получено мастером Сакаида от сёгуна за формулу эмали насыщенного оттенка спелой хурмы (柿, «каки» – хурма). С тех пор хурма является своеобразной визитной карточкой династии. Впоследствии палитру оттенков Какиэмон дополнили мягкий красный, желтый, синий и бирюзово-зеленый, которые прочно ассоциируются с этим стилем, как и ассиметричный узор, оставляющий большое незаполненное пространство на белом поле, покрытом слоем полупрозрачной глазури.

какиэмон эдо

на фото: изделия мастерской Какиэмон, эпоха Эдо

Изображения цветов, птиц и волшебных животных лишь подчеркивали изысканную прелесть нигосидэ (молочно-белого). Кроме того по краю на изделиях Какиэмон часто встречается цветной ободок, нехарактерный для других мастерских Ариты, а также рельефные украшения.

какиэмон фарфор

на фото: изделия мастерской Какиэмон, конец XVII века

Впервые фарфор из мастерских Какиэмон попал в Европу в конце XVII века. В числе его обладателей были королева Англии Мария II, польский король Август Сильный и другие венценосные особы.

какиэмон стиль

на фото: изделия мастерской Какиэмон, конец XVII – начало XVIII вв

Стиль Какиэмон произвел столь сильное впечатление на европейцев, что его стали копировать в английских мастерских Челси и Вустера, в «колыбели европейского фарфора» – фабрике Мейсена в Саксонии и французской мануфактуре Шантильи.

какиэмон европа

на фото: образцы изделий европейских мастерских в стиле Какиэмон, слева направо – кофейная пара (фабрика Meissen, XVIII в.), парные вазы (фабрика Chantilly, XVIII в.), шкатулка (фабрика Meissen, XVIII в.).

Расцвет этого стиля пришелся на конец XVII – начало XVIII веков, однако из-за высокой сложности производство нигосидэ пришло в упадок и в полной мере возродилось лишь в середине ХХ века. Сегодня хранителем традиции брэнда с 400-летней историей является потомок Сакаиды Какиэмона в пятнадцатом поколении.

 

ХАКУДЗИ (白磁)

Белый фарфор Хакудзи, также географически принадлежащий к району Арита, в качестве своего прототипа был ориентирован на китайский белый фарфор Дэхуа, но с течением времени развился и стал совершенно самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства Японии. Своего расцвета производство Хакудзи достигло в эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.).

хакудзи эдо

на фото: фарфор Хакудзи, конец XVII – начало XVII веков

В наши дни мастерские Хакудзи продолжают жить и развиваться. В 1995 г. правительство удостоило его статуса «Культурное наследие Японии». 

хакудзи современный

на фото: фарфор Хакудзи, современные работы

 

НАБЭСИМА (鍋島)

Печи в Окаватияма (大川内山) принадлежали самурайскому роду Набэсима, контролировавшему префектуру Сага, включая и Арита. Начиная с 1700 г. в них производился самый лучший фарфор, исключительно высокого качества, предназначавшийся не только для членов семьи, но также и для престижных подарков другим феодалам и, конечно, сёгуну.

набэсима

на фото: фарфор Набэсима XVII-XVIII веков

В отличие от большинства других печей в Арита, в дизайне изделий с самого начала прослеживается японская традиция – орнаменты тканей, свободное использование пустого пространства, орнамент «цветы-птицы», абстрактные узоры. Особенно оригинальны «фирменные» блюда с изображением кувшинов. Форма изделий имитировала японскую лаковую посуду, которую предпочитали аристократы периода Эдо. До начала эпохи Мэйдзи продукция из печей Набэсима практически не экспортировалась.

набэсима эдо

на фото: фарфор Набэсима XVII-XVIII веков

 

КУТАНИ (九谷)

Собирательное название «фарфор Кутани» появилось в конце XIX века, через 300 лет после того, как в 1655 г. на золотых рудниках Кутани (九谷, дословно «Девять Долин», в настоящее время это город Кага, префектура Исикава, остров Хонсю) был найден фарфоровый камень. Глава клана Маэда, Маэда Тошихару, контролировавший эти земли, отправил своего приближенного, Гото Сайдзиро, в Арита для обучения мастерству изготовления фарфора. Вернувшись, Гото Сайдзиро основал в Кутани гончарный центр, где начал выпуск фарфора для клана Маэда. В работе над дизайном изделий принимал участие и Морикагэ Кусуми, официальный живописец клана Маэда, знаменитый художник школы Кано.

ко-кутани

на фото: фарфор Ко-Кутани, ок.1700 г.

Сегодня искусствоведы называют предметы, сделанные в последующие несколько десятилетий, Ко-Кутани (古九谷, старый Кутани). Ко-Кутани в свою очередь подразделяются на Аотэ(青手), покрытые яркими эмалями темно-синих, насыщенных зеленых, фиолетовых и желтых оттенков, и Ироэ (色絵), сочетающие красные, фиолетовые, зеленые, темно-синие и желтые цвета. В орнаменте изображения растений, птиц и пейзажи дополняли абстрактные узоры. Чтобы защитить предметы от износа, поверх эмали их покрывали прозрачными глазурями.

ко-кутани старый кутани

на фото: фарфор Ко-Кутани, начало XVIII в.

К 1730 г. выпуск фарфора Кутани прекратился и возобновился лишь через 80 лет. Новое время внесло свои коррективы и в технологию, и в дизайн изделий, которые сегодня принято называть Сайко-Кутани (再興九谷, буквально: «возрожденный Кутани»).

В начале XIХ в. в районе Девяти Долин появилось несколько печей, у каждой из которых был свой владелец и собственный стиль.

 

Мокубэй (木米)

В 1807 г. владелец печей Касугаяма (район Канадзава) в Дайсёдзи пригласил выдающегося гончара и художника того времени Аоки Мокубея (木米, 1767-1833 гг.) из Киото для возрождения фарфорового производства. Ученик Окуда Эйсэна (первого в Киото мастера, работавшего с фарфором), Аоки уже имел собственную мастерскую и уникальный творческий почерк. Многое в его работах указывает на сильное влияние шедевров китайского искусства, переосмысленных весьма самобытно и смело.

Для изделий, созданных в Дайсёдзи под руководством Аоки характерны изображения фигурок людей, растений и фантастических животных на сплошном красном фоне. В честь своего создателя такой стиль называют сегодня Кутани-Мокубей.

аоки мокубэй

на фото: фарфор Аоки Мокубей, начало XIX в.

 

Ёсидая  (吉田屋)

В 1823 г. преуспевающий торговец Дэнуэмон (伝右衛門), глава торговой компании Ёсидая в Дайсёдзи построил собственную печь для выпуска фарфора. Дизайн изделий копировал ранний стиль Ко-Кутани: на зеленом, желтом, фиолетовом или синем фоне изображались цветы, птицы и традиционные орнаменты, а также орнамент в виде точек. Красный цвет при этом никогда не задействовался.

ёсидая

ёсидая кутани

на фото: фарфор Ёсидая, 20-е годы XIX в.

 

Иидая (飯田屋)

В 1831 г. печи Ёсидая в Дайсёдзи сменили владельца и стали собственностью Миямото-я Уэмона (宮本屋宇右衛門). Идейным вдохновителем и «арт директором» мастерской стал художник Иидая Хатиро-эмон (飯田屋八郎右衛門). В течение последующих 20 лет в печах Миямото выпускался фарфор ака-э (赤絵, буквально: «красные картины»), расписанный тонко и изящно красными эмалями с позолотой. В дизайне преобладали разнообразные растительные и геометрические орнаменты. Такой стиль сегодня называется в честь своего создателя Хатироде (八郎手, «рука Хатиро»).

идая кутани

иидая кутани

на фото: фарфор Хатиродэ, 30-е годы XIX в.

 

Эйраку (永楽)

Начиная с 1865 г. мастерские Миямото-я возглавил известный художник из Киото Эйраку Вадзэн (永楽和全, 1823-1896). Он развивает стиль ака-э своего предшественника, торжественную и яркую роспись золотыми арабесками поверх красной эмали, иногда комбинирует его с бело-голубой сомацукэ и полихромной аотэ.

эйраку кутани

на фото: фарфор Эйраку, 60-е годы XIX в.

 

Сёдза (庄三)

Мировая известность фарфора Кутани связана с мастером Сёдза (1816-1883). Творчество Сёдза вобрало опыт предшественников и подняло марку Кутани на невиданную ранее высоту. Основав свое дело в 1841 г. в Тэраи (префектура Исикава), этот мастер первым начал использовать и анилиновые красители, позволявшие расширить цветовую палитру и достичь более мягких переходов цвета. Поверх сложного, тонко прорисованного, многоцветного узора он украшал свои изделия позолотой кинран-дэ (金襴手, буквально: «золотая парча»). Этот стиль получил впоследствии название «сайсики кинрандэ».

сёзда кутани

на фото: фарфор Сёдза, середина XIX в.

Из мастерской Сёдза вышло много прекрасных художников, творчество которых пришлось на начало правления императора Мэйдзи, эпоху, ознаменованную отказом Японии от самоизоляции и открытием границ для культурных и торговых связей с Западом. Именно в этот период японский фарфор официально участвует в международных торговых выставках, где получает самые высокие оценки.

сёдза кутани 19 в

на фото: фарфор Сёдза, середина XIX в.

После успеха на выставке в Вене в 1873 г. производство начало набирать еще большие обороты, европейские заказы стимулировали открытие все новых и новых печей в Кага.

 

Сайдзи (細字)

Основателем стиля считается Ода Сейзан (小田清山), украшавший поэтическими строками поверхности чашек, кубков, курильниц и ваз в начале эпохи Мэйдзи. В 2005 г. искусство миниатюрной каллиграфии Cайдзи было объявлено культурным достоянием префектуры Исикава. Хранителем традиции в наши дни является правнук мастера, Тамура Кейси (田村敬星).

сайдзи кутани

на фото: миниатюрная каллиграфия Сайдзи, современные работы

 

В ХХ веке к технологическим приемам, ставшим уже классикой Кутани, добавились новые:

Аотибу (青粒, «синие зерна») орнамент из голубых точек, заполняющий пространство между золотыми линиями.

аотибу кутани

Юри Кинсай (釉裏金彩, глазурь поверх золота) – прозрачная глазурь наносится поверх инкрустации серебром или золотом (пудрой или тонкой фольгой). Изделия в этом стиле отличаются особым сиянием и торжественностью.  Кроме того, глазурь защищает металл от воздействия внешних факторов и истирания. 

кинсай кутани

Ханадзумэ (花詰, цветочный узор) всю поверхность изделия покрывает цветочный узор, выполненный в пятицветной палитре Кутани, и позолота.

ханадзумэ кутани

Сай-юй (彩釉),  способ декорирования, при котором глазурь как бы «течет», образуя мягкие переходы оттенков.

сай юй

 

Маркировка Кутани

Только с начала XIX в. продукция Кутани начинает маркироваться. Печати могли быть двух типов: надглазурная марка в виде иероглифа «фуку» (福, «счастье») в архаическом написании в квадратном картуше или топоним «Кутани» (九谷), нанесенный подглазурной краской или оттиснутый в керамической массе на дне изделия. Иногда к топониму добавлялось название мастерской или имя мастера.

маркировка кутани

В 1975 г. на государственном уровне стиль Кутани был объявлен национальным нематериальным наследием. Сегодня существует несколько сотен мастерских, производящих фарфор в этом стиле.

кутани сегодня

кутани современный стиль

 

 

САЦУМА (薩摩)

Сацума – историческое название провинции на территории современной префектуры Кагосима на юге острова Кюсю, известной производством фарфора.  

До XVI века в печах Сацума-яки (薩摩焼) на острове Кюсю производилась традиционная японская керамика. Но после того, как сёгун Тоётоми Хидеёси из военного похода в Северную Корею в числе других «трофеев» привёз 80 мастеров-керамистов, форсирование производства оригинального японского фарфора началось, в том числе, и на Кюсю, где возле деревни Сэйгава уезда Ибусики были обнаружены месторождения фарфорового камня. Местная глина после обжига превращалась в высококлассный, тонкостенный, белый фарфор. Поэтому изделия в стиле Сацума можно разделить на две принципиально не похожие категории: оригинальная, темная керамика Ко-сацума (古薩摩) раннего периода и изысканно декорированный, тонкостенный фарфор Кё-сацума (京薩摩) из Киото, предназначенный для экспорта, позднего периода.

Старейшие образцы ранней Ко-сацума датируются периодом Генроку (1688-1704 гг.). Все они имеют темный черепок с высоким содержанием железа и покрыты темной глазурью. В качестве декора применялся поднятый рельеф, отпечатки и резьба по глине. До конца XVIII века в печах Сацума изготавливалась продукция, ориентированная на внутренний рынок: утварь для повседневного использования и посуда для чайной церемонии.

ко-сацума

на фото: Ко-Сацума

 

Кё-Сацума (京薩摩)

Наивысшего расцвета фарфор в стиле Сацума достиг в гончарных мастерских Киото, Кё-яки (京焼). Начиная с VIII века Киото (сокращенно 京, Кё) был столицей Японии, политическим и культурным центром страны, местом сосредоточения художественных промыслов, в том числе и традиционной японской керамики. Но не фарфора: вплоть до конца XVIII века фарфор в Киото не производился. Главной тому причиной было неприятие его мастерами чайной церемонии. Их приверженность философии дзен и эстетике ваби-саби входила в противоречие с пышной декоративностью фарфора, которая, по их мнению, противоречила японской художественной традиции.

Только в эпоху Эдо, когда чайная церемония стала неотъемлемым элементом городской жизни и в моду вошло чаепитие сентя, в организации чайного действа произошли большие изменения. Перелом был связан с творчеством таких известных японских художников как Окуда Эйсэн (奥田 穎川, 1753-1811), который первый начал работать с фарфором, а также его учеников и последователей – Аоки Мокубэя (青木木米, 1767–1833), Эйраку Ходзана (1795–1854), Нинъами Дохати (1783–1855).

Знаменитые печи Авата-яки (粟田焼), Мидзоро-яки (御菩薩焼) и Киёмидзу-яки (清水焼) наряду с традиционной керамикой начали экспериментировать с фарфором.

авата-яки фарфор 18 в

на фото: ранние фарфоровые изделия из печей Авата-яки, слева и справа – контейнеры для сладостей, в центре – фарфоровый тяван сёгуна Шимадзу Нарикагэ с фиолетовой глазурью.

Известный на весь мир фарфор Сацума появился в самом конце эпохи Эдо. Очень часто его возникновение связывают с именем выдающегося мастера Кинкодзана Собэй VI (錦光山宗兵衛, 1823-1884) из известной в Аватагучи (район Хигасияма, Киото) династии гончаров Кобаяши (小林), поставлявших утварь для буддийского храма Сёрэн, тесно связанного с императорской семьей, а также для сёгуната в Эдо. Глава этой мастерской в шестом поколении, учившийся в свое время у Аоки Мокубея, достиг высочайшего уровня мастерства в работе с фарфором. Его тонкостенный кин-никишидэ (金錦手), кремово-белый фарфор с «парчовой» росписью открыл новое направление в работе с этим материалом.

кинкодзан собэй 6

на фото: работы Кинкодзана Собэй

 

После потрясений в конце периода Эдо и реформ последующего правительства Мэйдзи семья Кобаяши потеряла поддержку своих покровителей. Для того, чтобы продолжать заниматься фамильным ремеслом, необходимо было завоевать новые рынки. Взяв творческий псевдоним Собэй и изменив фамилию на Кинкодзан (буквально: «Золотая парча»), глава дома сумел не только сохранить, но и качественно развить дело своих предков.

Первая официальная крупная презентация японского искусства на Западе состоялась на Парижской «Всемирной Выставке» в 1867 году. Среди экспонатов был и фарфор Кинкодзан, который буквально покорил европейскую публику.

выставка в париже 1867

на фото: «Японский павильон» на Парижской выставке, иллюстрация в газете «La Monde» от 12 октября 1867 года.

Для династии Кинкодзан начался «золотой век». Общие производственные площади расширились до 4000 кв.м, а число работников, занятых на производстве, достигло 700. Пламя печей не гасло день и ночь.

кинкодзан печи авата

на фото: печи в Мияка-но Сикагакэ, иллюстрации хроники 1883 г., из архива префектуры Киото

Кинкодзан Собэй был, пожалуй, самым известным, но вовсе не единственным одаренным художником, работающим с фарфором. В один ряд с ним можно поставить имена таких мастеров как Тайдзан Ёхэй (帯山与兵衛), Ябу Мэйдзан (藪明山), Тин Дзюкан (沈寿官), Миягава Кодзан (Макузу, 宮川香山), Сейкодзан (精巧山) и Рёдзан (亮山).

сацума ябу мэйдзан

на фото: работы Ябу Мэйдзана

 

сацума тин дзюкан

на фото: работы Тин Дзюкана

 

сацума тайдзан

на фото: работы Тайдзана Ёхэй

 

сацума макудзу

на фото: работы Макудзу

 

сацума сэйкодзан

на фото: работы Сэйкодзана

 

сацума рёдзан

на фото: работы Рёдзана

 

Спрос на кин-нишикидэ привел к возникновению множества мастерских, которые занимались его выпуском – в Киото, Иокогама, Нара, Осака и других районах. В большинстве из них расписывали заготовки, «бельё» из Сацума, где находились крупнейшие в регионе залежи фарфорового камня. Термин Сацума вышел за рамки географии и стал обозначать определенный художественный стиль, с которым на Западе прочно ассоциировалось представление о Японии в целом.

сацума стиль

на фото: фарфор в стиле Сацума, конец XIX века

 

Поверх глазури изделия расписывались эмалями и золотой краской суйкин (заимствование техники, изобретенной на мануфактуре Мэйссен в Германии). Поразительно тонкая, детализованная роспись покрывала как внешние, так и внутренние поверхности. Иллюстрации на тему литературных произведений и батальные сцены, эпизоды из жизни буддийских архатов, пейзажи и знаменитые виды древней столицы Киото вписывались в рамки-картуши, наложенные на традиционные узоры тканей или абстрактные орнаменты. Помимо росписи изделия украшали элементы ажурной резьбы или выполненные высоким рельефом мориадзи изображения растений, птиц и драконов, или герб клана Шимадзу.

сацума фарфор 19 в

на фото: фарфор в стиле Сацума, конец XIX века

 

Что касается утилитарного назначения, львиная доля всего производимого приходилась на вазы – формы и декор которых поражают своим разнообразием и виртуозностью исполнения. 

сацума вазы 19 в

От крохотных, умещающихся на ладони, до полутораметровых напольных, расписанные столь искусно, что могут соперничать с полотнами самых известных живописцев, сегодня они особенно любимы коллекционерами и являются частыми гостями всевозможных аукционов.

 

Пользовались большим спросом в Европе также чайные и кофейные сервизы…

сацума чайные атрибуты

…чаши и блюда…

сацума чаши

… чайницы, конфетницы и шкатулки…

сацума шкатулки

…а также более аутентичные предметы – курильницы и клетки для поющих сверчков.

сацума клетки для сверчков

 

В первой половине ХХ века из-за войн и экономических кризисов спрос на предметы роскоши из Страны Восходящего Солнца существенно упал. Многие мастерские закрылись, а те, что продолжали работу, снижали цену на свою продукцию в ущерб ее качеству, поэтому к 50-м годам изделия Сацума окончательно утратили былую привлекательность. И только в конце ХХ века прекрасное искусство начало понемногу возрождаться.

сацума сегодня

на фото: современные работы

 

Маркировка Сацума

До 70-х годов XIX века маркировки на фарфоре Сацума не производилось. На изделиях последующих лет, как правило, стоит название мастерской, подпись мастера и, иногда, дополнительные отметки. Например, на изделиях эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) встречается отметка «Дай Нихон» (大日本, «Великая Япония»).

маркировка сацума

Одной из характерных примет Сацума является камон (фамильный герб) клана Шимадзу (сёгунов Сацума): крест, вписанный в круг. Изначально такая печать указывала на принадлежность изделия представителям этой фамилии, но в эпоху массового производства стала просто элементом маркетинга.

 

Перейти в раздел Антикварный японский фарфор нашего интернет-магазина

 

Рассказать друзьям
Комментарии
Пока нет ни одного комментария