Из истории японского фарфора

Лента новостей и медиа 13.10.2020

Гончарное ремесло на островах Японского архипелага зародилось еще во времена неолита (древнейшие изделия датируются десятым тысячелетием до нашей эры). Но производство фарфора началось только в XVII в. Согласно легенде, в 1610 г. выходец из Кореи Ри Сан Пэй (李参平) у подножия горы Идзуми-яма (泉山磁) на острове Кюсю в Арита (有田) обнаружил залежи каолина и основал первую мастерскую по производству фарфора. Вскоре по соседству появились сотни гончарных мастерских, называвшихся по имени владельца – Хирадо (平戸), Микавачи (三川内), Какиэмон (酒井田) и другие.

В течение шестидесяти лет, прошедших со дня основания первой мастерской, в Арита было изготовлено более двух миллионов фарфоровых изделий. В значительной степени этому способствовало оживление торговли в период становления династии Токугава – как внутри страны, так и с торговыми судами Ост-индских компаний.

прибытие португальского корабля, японская ширма, 1620-1640 гг

на фото: «Прибытие португальского корабля», японская ширма, 1620-1640 гг.

Особый интерес европейских торговцев к японскому фарфору был вызван тем, что в первой половине XVII века Ост-индские компании активно экспортировали изделия китайских мастерских Цзиндэчжэня. Однако из-за экономического упадка в конце правления династии Мин, вылившегося в гражданскую войну, работа там была полностью прекращена. Предприимчивые  голландцы основали в Нагасаки торговое представительство (вытеснив при этом португальцев и добившись монополии на торговлю) и заменили китайский фарфор японским.

Европейские заказы не только стимулировали бурное развитие производства, но и задавали определенный формат производимой продукции. И если ранние работы японских гончаров имитировали корейский фарфор, изделия Дэхуа и Цзиндэчжэня, то в XVIII-XIX веках огромное влияние на них оказали европейские вкусы.

В результате к середине XIX века в японском фарфоровом искусстве сформировалось несколько стилей, каждый из которых вписал свою главу в историю мировой художественной практики.

 

АРИТА (有田)/ ИМАРИ (伊万里)

Арита – собирательное название фарфора, производимого в более чем тысяче гончарных печей в районе Арита (городской округ в префектуре Сага, остров Кюсю). Свою продукцию мастера свозили для продажи в расположенный неподалеку портовый город-порт Имари (伊万里). Поэтому весь производимый в районе Арита часто называют по имени этого (одного из немногих, открытых для иностранных судов) центра торговли – Имари.

арита имари 17 век

на фото: изделия Арита, XVII век

Работы XVII- XVIII веков выполнялись в техниках сомэцукэ  (染付, бело-голубой фарфор, расписанный пастой на основе кобальта, поверх которой наносилась глазурь) и ироэ (色絵, разноцветный фарфор, расписанный поверх глазури рыжевато-красной, желтой, зеленой, бирюзовой и фиолетовой эмалями).

имари арита 17 век

на фото: изделия Арита, XVII век

 

КАКИЭМОН (柿右衛門様式)

Стиль получил название по имени династии гончаров, основанной Сакаида Какиэмоном (酒井田 柿右衛門) в Арита в начале XVII века. По легенде, название «Какиэмон» было получено мастером Сакаида от сёгуна за формулу эмали насыщенного оттенка спелой хурмы (柿, «каки» – хурма). С тех пор хурма является своеобразной визитной карточкой династии. Впоследствии палитру оттенков Какиэмон дополнили мягкий красный, желтый, синий и бирюзово-зеленый, которые прочно ассоциируются с этим стилем, как и ассиметричный узор, оставляющий большое незаполненное пространство на белом поле, покрытом слоем полупрозрачной глазури.

какиэмон эдо

на фото: изделия мастерской Какиэмон, эпоха Эдо

Изображения цветов, птиц и волшебных животных лишь подчеркивали изысканную прелесть нигосидэ (молочно-белого). Кроме того по краю на изделиях Какиэмон часто встречается цветной ободок, нехарактерный для других мастерских Ариты, а также рельефные украшения.

какиэмон фарфор

на фото: изделия мастерской Какиэмон, конец XVII века

Впервые фарфор из мастерских Какиэмон попал в Европу в конце XVII века. В числе его обладателей были королева Англии Мария II, польский король Август Сильный и другие венценосные особы.

какиэмон стиль

на фото: изделия мастерской Какиэмон, конец XVII – начало XVIII вв

Стиль Какиэмон произвел столь сильное впечатление на европейцев, что его стали копировать в английских мастерских Челси и Вустера, в «колыбели европейского фарфора» – фабрике Мейсена в Саксонии и французской мануфактуре Шантильи.

какиэмон европа

на фото: образцы изделий европейских мастерских в стиле Какиэмон, слева направо – кофейная пара (фабрика Meissen, XVIII в.), парные вазы (фабрика Chantilly, XVIII в.), шкатулка (фабрика Meissen, XVIII в.).

Расцвет этого стиля пришелся на конец XVII – начало XVIII веков, однако из-за высокой сложности производство нигосидэ пришло в упадок и в полной мере возродилось лишь в середине ХХ века. Сегодня хранителем традиции брэнда с 400-летней историей является потомок Сакаиды Какиэмона в пятнадцатом поколении.

 

ХАКУДЗИ (白磁)

Белый фарфор Хакудзи, также географически принадлежащий к району Арита, в качестве своего прототипа был ориентирован на китайский белый фарфор Дэхуа, но с течением времени развился и стал совершенно самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства Японии. Своего расцвета производство Хакудзи достигло в эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.).

хакудзи эдо

на фото: фарфор Хакудзи, конец XVII – начало XVII веков

В наши дни мастерские Хакудзи продолжают жить и развиваться. В 1995 г. правительство удостоило его статуса «Культурное наследие Японии». 

хакудзи современный

на фото: фарфор Хакудзи, современные работы

 

НАБЭСИМА (鍋島)

Печи в Окаватияма (大川内山) принадлежали самурайскому роду Набэсима, контролировавшему префектуру Сага, включая и Арита. Начиная с 1700 г. в них производился самый лучший фарфор, исключительно высокого качества, предназначавшийся не только для членов семьи, но также и для престижных подарков другим феодалам и, конечно, сёгуну.

набэсима

на фото: фарфор Набэсима XVII-XVIII веков

В отличие от большинства других печей в Арита, в дизайне изделий с самого начала прослеживается японская традиция – орнаменты тканей, свободное использование пустого пространства, орнамент «цветы-птицы», абстрактные узоры. Особенно оригинальны «фирменные» блюда с изображением кувшинов. Форма изделий имитировала японскую лаковую посуду, которую предпочитали аристократы периода Эдо. До начала эпохи Мэйдзи продукция из печей Набэсима практически не экспортировалась.

набэсима эдо

на фото: фарфор Набэсима XVII-XVIII веков

 

КУТАНИ (九谷)

Собирательное название «фарфор Кутани» появилось в конце XIX века, через 300 лет после того, как в 1655 г. на золотых рудниках Кутани (九谷, дословно «Девять Долин», в настоящее время это город Кага, префектура Исикава, остров Хонсю) был найден фарфоровый камень. Глава клана Маэда, Маэда Тошихару, контролировавший эти земли, отправил своего приближенного, Гото Сайдзиро, в Арита для обучения мастерству изготовления фарфора. Вернувшись, Гото Сайдзиро основал в Кутани гончарный центр, где начал выпуск фарфора для клана Маэда. В работе над дизайном изделий принимал участие и Морикагэ Кусуми, официальный живописец клана Маэда, знаменитый художник школы Кано.

ко-кутани

на фото: фарфор Ко-Кутани, ок.1700 г.

Сегодня искусствоведы называют предметы, сделанные в последующие несколько десятилетий, Ко-Кутани (古九谷, старый Кутани). Ко-Кутани в свою очередь подразделяются на Аотэ(青手), покрытые яркими эмалями темно-синих, насыщенных зеленых, фиолетовых и желтых оттенков, и Ироэ (色絵), сочетающие красные, фиолетовые, зеленые, темно-синие и желтые цвета. В орнаменте изображения растений, птиц и пейзажи дополняли абстрактные узоры. Чтобы защитить предметы от износа, поверх эмали их покрывали прозрачными глазурями.

ко-кутани старый кутани

на фото: фарфор Ко-Кутани, начало XVIII в.

К 1730 г. выпуск фарфора Кутани прекратился и возобновился лишь через 80 лет. Новое время внесло свои коррективы и в технологию, и в дизайн изделий, которые сегодня принято называть Сайко-Кутани (再興九谷, буквально: «возрожденный Кутани»).

В начале XIХ в. в районе Девяти Долин появилось несколько печей, у каждой из которых был свой владелец и собственный стиль.

 

Мокубэй (木米)

В 1807 г. владелец печей Касугаяма (район Канадзава) в Дайсёдзи пригласил выдающегося гончара и художника того времени Аоки Мокубея (木米, 1767-1833 гг.) из Киото для возрождения фарфорового производства. Ученик Окуда Эйсэна (первого в Киото мастера, работавшего с фарфором), Аоки уже имел собственную мастерскую и уникальный творческий почерк. Многое в его работах указывает на сильное влияние шедевров китайского искусства, переосмысленных весьма самобытно и смело.

Для изделий, созданных в Дайсёдзи под руководством Аоки характерны изображения фигурок людей, растений и фантастических животных на сплошном красном фоне. В честь своего создателя такой стиль называют сегодня Кутани-Мокубей.

аоки мокубэй

на фото: фарфор Аоки Мокубей, начало XIX в.

 

Ёсидая  (吉田屋)

В 1823 г. преуспевающий торговец Дэнуэмон (伝右衛門), глава торговой компании Ёсидая в Дайсёдзи построил собственную печь для выпуска фарфора. Дизайн изделий копировал ранний стиль Ко-Кутани: на зеленом, желтом, фиолетовом или синем фоне изображались цветы, птицы и традиционные орнаменты, а также орнамент в виде точек. Красный цвет при этом никогда не задействовался.

ёсидая

ёсидая кутани

на фото: фарфор Ёсидая, 20-е годы XIX в.

 

Иидая (飯田屋)

В 1831 г. печи Ёсидая в Дайсёдзи сменили владельца и стали собственностью Миямото-я Уэмона (宮本屋宇右衛門). Идейным вдохновителем и «арт директором» мастерской стал художник Иидая Хатиро-эмон (飯田屋八郎右衛門). В течение последующих 20 лет в печах Миямото выпускался фарфор ака-э (赤絵, буквально: «красные картины»), расписанный тонко и изящно красными эмалями с позолотой. В дизайне преобладали разнообразные растительные и геометрические орнаменты. Такой стиль сегодня называется в честь своего создателя Хатироде (八郎手, «рука Хатиро»).

идая кутани

иидая кутани

на фото: фарфор Хатиродэ, 30-е годы XIX в.

 

Эйраку (永楽)

Начиная с 1865 г. мастерские Миямото-я возглавил известный художник из Киото Эйраку Вадзэн (永楽和全, 1823-1896). Он развивает стиль ака-э своего предшественника, торжественную и яркую роспись золотыми арабесками поверх красной эмали, иногда комбинирует его с бело-голубой сомацукэ и полихромной аотэ.

эйраку кутани

на фото: фарфор Эйраку, 60-е годы XIX в.

 

Сёдза (庄三)

Мировая известность фарфора Кутани связана с мастером Сёдза (1816-1883). Творчество Сёдза вобрало опыт предшественников и подняло марку Кутани на невиданную ранее высоту. Основав свое дело в 1841 г. в Тэраи (префектура Исикава), этот мастер первым начал использовать и анилиновые красители, позволявшие расширить цветовую палитру и достичь более мягких переходов цвета. Поверх сложного, тонко прорисованного, многоцветного узора он украшал свои изделия позолотой кинран-дэ (金襴手, буквально: «золотая парча»). Этот стиль получил впоследствии название «сайсики кинрандэ».

сёзда кутани

на фото: фарфор Сёдза, середина XIX в.

Из мастерской Сёдза вышло много прекрасных художников, творчество которых пришлось на начало правления императора Мэйдзи, эпоху, ознаменованную отказом Японии от самоизоляции и открытием границ для культурных и торговых связей с Западом. Именно в этот период японский фарфор официально участвует в международных торговых выставках, где получает самые высокие оценки.

сёдза кутани 19 в

на фото: фарфор Сёдза, середина XIX в.

После успеха на выставке в Вене в 1873 г. производство начало набирать еще большие обороты, европейские заказы стимулировали открытие все новых и новых печей в Кага.

 

Сайдзи (細字)

Основателем стиля считается Ода Сейзан (小田清山), украшавший поэтическими строками поверхности чашек, кубков, курильниц и ваз в начале эпохи Мэйдзи. В 2005 г. искусство миниатюрной каллиграфии Cайдзи было объявлено культурным достоянием префектуры Исикава. Хранителем традиции в наши дни является правнук мастера, Тамура Кейси (田村敬星).

сайдзи кутани

на фото: миниатюрная каллиграфия Сайдзи, современные работы

 

В ХХ веке к технологическим приемам, ставшим уже классикой Кутани, добавились новые:

Аотибу (青粒, «синие зерна») орнамент из голубых точек, заполняющий пространство между золотыми линиями.

аотибу кутани

Юри Кинсай (釉裏金彩, глазурь поверх золота) – прозрачная глазурь наносится поверх инкрустации серебром или золотом (пудрой или тонкой фольгой). Изделия в этом стиле отличаются особым сиянием и торжественностью.  Кроме того, глазурь защищает металл от воздействия внешних факторов и истирания. 

кинсай кутани

Ханадзумэ (花詰, цветочный узор) всю поверхность изделия покрывает цветочный узор, выполненный в пятицветной палитре Кутани, и позолота.

ханадзумэ кутани

Сай-юй (彩釉),  способ декорирования, при котором глазурь как бы «течет», образуя мягкие переходы оттенков.

сай юй

 

Маркировка Кутани

Только с начала XIX в. продукция Кутани начинает маркироваться. Печати могли быть двух типов: надглазурная марка в виде иероглифа «фуку» (福, «счастье») в архаическом написании в квадратном картуше или топоним «Кутани» (九谷), нанесенный подглазурной краской или оттиснутый в керамической массе на дне изделия. Иногда к топониму добавлялось название мастерской или имя мастера.

маркировка кутани

В 1975 г. на государственном уровне стиль Кутани был объявлен национальным нематериальным наследием. Сегодня существует несколько сотен мастерских, производящих фарфор в этом стиле.

кутани сегодня

кутани современный стиль

 

 

САЦУМА (薩摩)

Сацума – историческое название провинции на территории современной префектуры Кагосима на юге острова Кюсю, известной производством фарфора.  

До XVI века в печах Сацума-яки (薩摩焼) на острове Кюсю производилась традиционная японская керамика. Но после того, как сёгун Тоётоми Хидеёси из военного похода в Северную Корею в числе других «трофеев» привёз 80 мастеров-керамистов, форсирование производства оригинального японского фарфора началось, в том числе, и на Кюсю, где возле деревни Сэйгава уезда Ибусики были обнаружены месторождения фарфорового камня. Местная глина после обжига превращалась в высококлассный, тонкостенный, белый фарфор. Поэтому изделия в стиле Сацума можно разделить на две принципиально не похожие категории: оригинальная, темная керамика Ко-сацума (古薩摩) раннего периода и изысканно декорированный, тонкостенный фарфор Кё-сацума (京薩摩) из Киото, предназначенный для экспорта, позднего периода.

Старейшие образцы ранней Ко-сацума датируются периодом Генроку (1688-1704 гг.). Все они имеют темный черепок с высоким содержанием железа и покрыты темной глазурью. В качестве декора применялся поднятый рельеф, отпечатки и резьба по глине. До конца XVIII века в печах Сацума изготавливалась продукция, ориентированная на внутренний рынок: утварь для повседневного использования и посуда для чайной церемонии.

ко-сацума

на фото: Ко-Сацума

 

Кё-Сацума (京薩摩)

Наивысшего расцвета фарфор в стиле Сацума достиг в гончарных мастерских Киото, Кё-яки (京焼). Начиная с VIII века Киото (сокращенно 京, Кё) был столицей Японии, политическим и культурным центром страны, местом сосредоточения художественных промыслов, в том числе и традиционной японской керамики. Но не фарфора: вплоть до конца XVIII века фарфор в Киото не производился. Главной тому причиной было неприятие его мастерами чайной церемонии. Их приверженность философии дзен и эстетике ваби-саби входила в противоречие с пышной декоративностью фарфора, которая, по их мнению, противоречила японской художественной традиции.

Только в эпоху Эдо, когда чайная церемония стала неотъемлемым элементом городской жизни и в моду вошло чаепитие сентя, в организации чайного действа произошли большие изменения. Перелом был связан с творчеством таких известных японских художников как Окуда Эйсэн (奥田 穎川, 1753-1811), который первый начал работать с фарфором, а также его учеников и последователей – Аоки Мокубэя (青木木米, 1767–1833), Эйраку Ходзана (1795–1854), Нинъами Дохати (1783–1855).

Знаменитые печи Авата-яки (粟田焼), Мидзоро-яки (御菩薩焼) и Киёмидзу-яки (清水焼) наряду с традиционной керамикой начали экспериментировать с фарфором.

авата-яки фарфор 18 в

на фото: ранние фарфоровые изделия из печей Авата-яки, слева и справа – контейнеры для сладостей, в центре – фарфоровый тяван сёгуна Шимадзу Нарикагэ с фиолетовой глазурью.

Известный на весь мир фарфор Сацума появился в самом конце эпохи Эдо. Очень часто его возникновение связывают с именем выдающегося мастера Кинкодзана Собэй VI (錦光山宗兵衛, 1823-1884) из известной в Аватагучи (район Хигасияма, Киото) династии гончаров Кобаяши (小林), поставлявших утварь для буддийского храма Сёрэн, тесно связанного с императорской семьей, а также для сёгуната в Эдо. Глава этой мастерской в шестом поколении, учившийся в свое время у Аоки Мокубея, достиг высочайшего уровня мастерства в работе с фарфором. Его тонкостенный кин-никишидэ (金錦手), кремово-белый фарфор с «парчовой» росписью открыл новое направление в работе с этим материалом.

кинкодзан собэй 6

на фото: работы Кинкодзана Собэй

 

После потрясений в конце периода Эдо и реформ последующего правительства Мэйдзи семья Кобаяши потеряла поддержку своих покровителей. Для того, чтобы продолжать заниматься фамильным ремеслом, необходимо было завоевать новые рынки. Взяв творческий псевдоним Собэй и изменив фамилию на Кинкодзан (буквально: «Золотая парча»), глава дома сумел не только сохранить, но и качественно развить дело своих предков.

Первая официальная крупная презентация японского искусства на Западе состоялась на Парижской «Всемирной Выставке» в 1867 году. Среди экспонатов был и фарфор Кинкодзан, который буквально покорил европейскую публику.

выставка в париже 1867

на фото: «Японский павильон» на Парижской выставке, иллюстрация в газете «La Monde» от 12 октября 1867 года.

Для династии Кинкодзан начался «золотой век». Общие производственные площади расширились до 4000 кв.м, а число работников, занятых на производстве, достигло 700. Пламя печей не гасло день и ночь.

кинкодзан печи авата

на фото: печи в Мияка-но Сикагакэ, иллюстрации хроники 1883 г., из архива префектуры Киото

Кинкодзан Собэй был, пожалуй, самым известным, но вовсе не единственным одаренным художником, работающим с фарфором. В один ряд с ним можно поставить имена таких мастеров как Тайдзан Ёхэй (帯山与兵衛), Ябу Мэйдзан (藪明山), Тин Дзюкан (沈寿官), Миягава Кодзан (Макузу, 宮川香山), Сейкодзан (精巧山) и Рёдзан (亮山).

сацума ябу мэйдзан

на фото: работы Ябу Мэйдзана

 

сацума тин дзюкан

на фото: работы Тин Дзюкана

 

сацума тайдзан

на фото: работы Тайдзана Ёхэй

 

сацума макудзу

на фото: работы Макудзу

 

сацума сэйкодзан

на фото: работы Сэйкодзана

 

сацума рёдзан

на фото: работы Рёдзана

 

Спрос на кин-нишикидэ привел к возникновению множества мастерских, которые занимались его выпуском – в Киото, Иокогама, Нара, Осака и других районах. В большинстве из них расписывали заготовки, «бельё» из Сацума, где находились крупнейшие в регионе залежи фарфорового камня. Термин Сацума вышел за рамки географии и стал обозначать определенный художественный стиль, с которым на Западе прочно ассоциировалось представление о Японии в целом.

сацума стиль

на фото: фарфор в стиле Сацума, конец XIX века

 

Поверх глазури изделия расписывались эмалями и золотой краской суйкин (заимствование техники, изобретенной на мануфактуре Мэйссен в Германии). Поразительно тонкая, детализованная роспись покрывала как внешние, так и внутренние поверхности. Иллюстрации на тему литературных произведений и батальные сцены, эпизоды из жизни буддийских архатов, пейзажи и знаменитые виды древней столицы Киото вписывались в рамки-картуши, наложенные на традиционные узоры тканей или абстрактные орнаменты. Помимо росписи изделия украшали элементы ажурной резьбы или выполненные высоким рельефом мориадзи изображения растений, птиц и драконов, или герб клана Шимадзу.

сацума фарфор 19 в

на фото: фарфор в стиле Сацума, конец XIX века

 

Что касается утилитарного назначения, львиная доля всего производимого приходилась на вазы – формы и декор которых поражают своим разнообразием и виртуозностью исполнения. 

сацума вазы 19 в

От крохотных, умещающихся на ладони, до полутораметровых напольных, расписанные столь искусно, что могут соперничать с полотнами самых известных живописцев, сегодня они особенно любимы коллекционерами и являются частыми гостями всевозможных аукционов.

 

Пользовались большим спросом в Европе также чайные и кофейные сервизы…

сацума чайные атрибуты

…чаши и блюда…

сацума чаши

… чайницы, конфетницы и шкатулки…

сацума шкатулки

…а также более аутентичные предметы – курильницы и клетки для поющих сверчков.

сацума клетки для сверчков

 

В первой половине ХХ века из-за войн и экономических кризисов спрос на предметы роскоши из Страны Восходящего Солнца существенно упал. Многие мастерские закрылись, а те, что продолжали работу, снижали цену на свою продукцию в ущерб ее качеству, поэтому к 50-м годам изделия Сацума окончательно утратили былую привлекательность. И только в конце ХХ века прекрасное искусство начало понемногу возрождаться.

сацума сегодня

на фото: современные работы

 

Маркировка Сацума

До 70-х годов XIX века маркировки на фарфоре Сацума не производилось. На изделиях последующих лет, как правило, стоит название мастерской, подпись мастера и, иногда, дополнительные отметки. Например, на изделиях эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) встречается отметка «Дай Нихон» (大日本, «Великая Япония»).

маркировка сацума

Одной из характерных примет Сацума является камон (фамильный герб) клана Шимадзу (сёгунов Сацума): крест, вписанный в круг. Изначально такая печать указывала на принадлежность изделия представителям этой фамилии, но в эпоху массового производства стала просто элементом маркетинга.

 

Перейти в раздел Антикварный японский фарфор нашего интернет-магазина

 

Этот сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie, для стабильной работы сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете узнать подробнее здесь.