Заварочный чайник (по-китайски чаху) появился в Китае в XVI веке. Сосуды с носиком, крышкой и ручкой бытовали в большинстве древних культур со времен бронзового века. Сделанные из серебра, золота, меди или олова, они использовались во время застолий для воды и вина. Но никому не приходило в голову заваривать в них чай. Появление Чаху связано с изменением способа употребления чая. Ведь в глубокой древности чай варили в котлах, в средние века – заливали кипятком мелко помолотую чайную крошку и взбивали в густую пену. А когда вошла в обиход традиция заваривать чайный лист, появился и подходящий сосуд: заварочный чайник. Появился он в конце минской эпохи в районе городка Исин провинции Цзянсу.
ИСИНСКИЕ ГЛИНЫ ЦЗЫ-ША
Залежи глины в районе города Исин провинции Цзянсу весьма обширны – много километров в длину и в глубину. Эти места называют У Сэ Ту (五色土 , Пятицветной Землей) и Фу Гуй Ту (富贵土, Богатой Землей) за разнообразие залегающей здесь глины, образованной осадочными отложениями древних озер. Они залегают пластами на разной глубине и в зависимости от конкретной местности свойства их существенно отличаются. Самое высококлассное сырье сосредоточено в Хуанлуншань (黄龙山, Гора Желтого Дракона).
на фото: разноцветные полосы глин Усэту, Пятицветной земли, район горы Хуанлуншань
Сегодня шахты, где раньше велись разработки, закрыты для свободного доступа, и чтобы начать добычу, нужно получить специальную лицензию на высоком административном уровне. Тем не менее, на частных складах у мастеров (а в гончарном производстве занято до 70% местного населения) хранятся сотни тонн сырья, добытого раньше, и с каждым годом оно увеличивается в цене.
на фото: разные типы исинских глин
ИСИНСКИЕ ГЛИНЫ: ТВЕРДЫЕ ЦЗЯ НИ и МЯГКИЕ НЭНЬ НИ
Все многообразие исинских глин в первом приближении подразделяется на две большие категории: цзя ни, твердые глины, и нэнь ни, мягкие глины.
Твердые глины с высоким содержанием кварца и слюды залегает тонкими пластами от нескольких десятков сантиметров до метра на разной глубине. Слои серо-зеленых, желтоватых и фиолетовых оттенков поэтично называют «жилами дракона». Разные по качеству, на которое влияет совокупность многих факторов, твердые глины в свою очередь подразделяются на пурпурные и зеленые.
на фото: жилы дракона
Твердые глины:
Цзы ни, 紫泥, или пурпурная глина, в естественном виде имеет лиловые, фиолетовые и зеленоватые оттенки, после обжига приобретает насыщенный коричневый, бордовый и лиловый цвет (чем выше температура обжига, тем темнее оттенок). Это сырье имеет идеальную пластичность, высокую прочность и минимальную усадку при высыхании и обжиге. Красивая, прочная, легкая, пористая и водонепроницаемая, она идеально подходит для заваривания чая.
Бэншань люй ни, 本山绿泥, или зеленая глина, светлого серо-зеленого цвета руда после обжига при температуре 1170 ℃ приобретает золотисто-коричневый цвет, при 1200 ℃– зеленовато-желтый, а при 1250 ℃– синий.
Смесь пурпурной и зеленой глин называется дуань ни, 段泥. При обжиге дает широкую гамму оттенков. Самое ценное сырье дуань ни естественного происхождения – лао дуань ни, старая дуань ни. Оптимальная температура обжига 1180 ℃, коэффициент усадки около 12%.
на фото слева направо: цзы ни, бэншань люй ни, дуань ни, бай ни
Более подробная классификация разновидностей зеленой и пурпурной глин выделяет следующие классические сорта:
Хун цзун ни, 红棕泥, красно-коричневая глина, залегающая в середине пласта, эластичная и плотная, с вкраплениями слюды, спекается при температуре 1190-1210℃. После обжига, приобретает глянцевый блеск и красно-коричневый оттенок.
Бай ма цзы ни, 百麻子泥 («сто конопляных семечек») – очень похожа на люй ни, залегает в верхнем слое цзы ни, имеет примеси. После обжига приобретает оттенок желтовато-коричневый оттенок сепии, с темными крапинками. Разновидность Хун ма цзы ни, 红麻子泥 («красные конопляные семечки») – очень похожа на цзы ни, но более грубая, с мелкими темными вкраплениями. Извлекают из верхнего слоя цзы ни, там, где она соприкасается со слоем люй ни. После обжига приобретает персиково-желтый оттенок с темными крапинками.
Ди сао цин ни, 底槽青泥, («донная») залегает небольшими клубнеобразными образованиями светло-зеленого цвета в нижней части пласта руды цзы ни. Оптимальная температура спекания 1180℃, коэффициент усадки примерно 12%. Применяется и как самостоятельное сырье, и как добавка к мягким желтым глинам ши хуан ни для понижения температуры спекания и яркости цвета. В зависимости от состава и температуры обжига в изделии дает каштановые, красно-коричневые и ореховые оттенки.
Ли пи ни, 梨皮泥, («кожа груши») – разновидность бэншань люй ни, известная со времен древности, серо-зеленого цвета сырье, после обжига приобретает нежный зеленоватый оттенок (за что и получила название).
Хэй ни, 黑泥, (черная глина) – светло серого цвета сырье, с высоким содержанием оксидов железа, после обжига приобретает темно-серый, почти черный цвет, мерцающий вкраплениями металлических частиц подобно крохотным звездам, за что называется также У Цзин Ша, 乌金沙, черный золотой песок, и Тянь Син Ни, 天星泥, глина небесных звезд. Температура обжига около 1140℃ коэффициент усадки – примерно 14%.
Этот далеко не полный список исинских глин мы постараемся в самом ближайшем будущем продолжить.
Мягкие глины:
Нэнь ни, 嫩泥, мягкие глины, или терракоты, широко применяются в гончарной промышленности Исина, но в производстве чайников используются как добавки к цзы ни - для повышения эластичности и снижения температуры спекания. Но есть среди нэнь ни и редкие, ценные сорта.
Хун ни, 红泥, красная глина, также называется чжу ни, 朱泥, киноварная глина, или ши хуан ни, 石黄泥, каменная желтая глина из шахт Хуанлун Шань и Чжаочжуан Шань. Эта глина насыщена оксидом железа (в среднем 14-18%), но содержит меньшее (в сравнении с цзя ни) количество силикатных частиц. Поэтому она сильно уменьшается в объеме во время обжига (усадка составляет 30-55%) и требует от гончара большого опыта и высокого мастерства. Менее пористая, при простукивании более звонкая, она ближе по своим характеристикам к фарфору. Обжигают при температуре 1080℃. После обжига приобретает яркий алый, оранжево-красный или пурпурный оттенок (интенсивность алого зависит от содержания окиси железа и температуры обжига – чем она выше, тем оттенок темней). Чувствительна к высокой температуре, колебания всего в несколько лишних градусов могут испортить изделие.
Одна из самых знаменитых разновидностей красной глины, которая после обжига приобретает яркий алый цвет – это Да хун пао ни, 大红袍泥 («большой красный халат»). Такой халат соответствовал высокой чиновничьей должности в династию Цин.
на фото: чайник Шипяо Ху, глина Да Хун Пао
Белая глина, 白泥, бай ни, которую добывают в Дачао Шань, как самостоятельное сырье используется редко, в основном идет как добавка при смешивании глин.
Помимо этих основных видов естественного происхождения, существует и множество рожденных, благодаря цзяо ни и вей, искусству смешивания глины. Смешивая сырье и варьируя температуру обжига, можно получить пять основных цветов и великое множество их оттенков, для каждого из которых существует свое название и технология обжига. Искусство смешивания глин, однако, не предполагает внесение химических присадок, красителей и других инородных, изначально не присущих исинскому сырью веществ. Классический исинский чайник должен быть сделан из цин шуй ни – «глины чистой воды».
РОЖДЕНИЕ ЧАЙНИКА
Извлеченную из глубин земли глину сначала необходимо разделить на мелкие фракции и просушить в течение длительного времени – от нескольких недель до нескольких лет: срок определяется на месте из конкретных задач и химического состава. В наши дни этот этап значительно сокращен по времени за счет применения вакуумной просушки. Просушенную глину измельчают до состояния пудры, просеивают, промывают, отфильтровывают пасту, которую затем отбивают, чтобы уплотнить и вытеснить лишнюю влагу. Полученный полуфабрикат хранится в закрытой емкости до момента финальной формовки.
Технология работы с цзы ша имеет ряд особенностей и солидный набор специальных инструментов. Перед началом работы мастер снова отбивает глину до нужной толщины — толщины стенок чайника. Затем формируют круглое донце и полоску, соединив концы которой мастер приступает к окончательной формовке «тела», заделывая швы соединений. На том месте, где будет прикреплен носик, необходимо заранее подготовить отверстия для слива воды. Когда все готово, прикрепляют носик и ручку, аккуратно заделывая шов. Уровень верха ручки, носик и горлышко должны образовать «шуй пин», «уровень воды». Внутренние и внешние стенки чайника разглаживаются, ровняются и доводятся до совершенства, после чего формуют крышку с жемчужиной-держателем. На донце с внешней стороны (в случае работы известного мастера и с внутренней на боку) ставится печать создателя, а стенки украшаются резьбой или аппликацией.
Когда все готово, чайник отправляют в печь для обжига. Крышка и горлышко во избежание спекания обсыпаются специальной пудрой. Крышка – вообще очень тонкий момент в создании чаху. Усадка глины в каждом конкретном случае неповторима, зависит от множества факторов, поэтому идеальное прилегание крышки после обжига говорит о большом опыте мастера. После обжига чайник знаменитого мастера может быть дополнительно инкрустирован драгоценными металлами (золото, золотые нити, серебро).
Работа по созданию чайника, начиная от чертежа макета и подготовки глины и заканчивая обжигом и инкрустацией, чрезвычайно кропотливая, можно сказать, ювелирная, и занимает от нескольких дней до нескольких недель.
Более простой способ, применяющийся для изготовления серийных «штампованных» чайников, заключается в том, что глиной вручную заполняется готовая гипсовая форма двух половинок чайника, которые затем состыковываются, а шов зашлифовывается, после чего прикрепляются носик и ручка.
ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА
Создателем заварочного чайника считается мастер Гун Чунь 龚春 (1488-1566 гг.). Он и «Четырех Великих» мастера – Дун Хань 董翰 , Чжао Лян 赵梁, Ши Пэн 时鹏 и Юань Чан 元畅 Юань Чан – стояли у истоков традиции. Заложенный ими подход, в котором гармонично сочетаются син 形 (форма), шэн 神 (идея), ци 气 (энергия, материал) и тай 态 (манера исполнения), повлиял на все последующие поколения.
Здесь необходимо пояснить базовый принцип отношения к предмету, свойственной китайской культуре в целом, где мерилом является не только и не столько ценность материала – металла, драгоценного камня, редкой породы дерева или иного сырья – сколько мастерство выражения его сути, “души материи” через тонкую соразмерность пропорций, изящество или нарочитую грубость линий, сочность или мягкость цвета и осязаемую рельефность фактуры. И, как следствие, имя автора, неповторимый стиль которого одухотворяет материю и наделяет ее частицы самостоятельным бытием, также становится своеобразным предметом культа.
на фото: чайник Юйланьхуа (Цветок Магнолии) мастера Ши Пэна, XVI век
Следующее поколение мастеров, творчество которых пришлось на конец минской эпохи, органично продолжили дело своих предшественников. Сын мастера Ши Пена, Ши Да-бинь 时大彬(1573—1648 гг.)по прозванию Шаошань 少山усовершенствовал технику подготовки пурпурной глины, составил оригинальный рецепт клея, придумал новые геометрические формы чайников, стал украшать их резьбой и печатью. Его ученики Ли Чжун Фан 李仲芳 (cын мастера Ли Ян Синя 李养心),по прозвищу Мао Лин 茂林 (Густой Лес), и Сю Ю-цюань 徐友泉 по-новому cмешивали глины в поиске оригинальных цветов и оттенков, творчески работали с формой, фактурой, рельефным рисунком и резьбой. Они вошли в историю как «Три Великих» продолжателя культуры исинской керамики. Немногие уцелевшие до наших дней предметы хранятся в музеях Китая и Европы.
на фото: «Сю Бянь» работы Ши Да Биня, хранится в Наньцзин Боуюань, Государственном музее Нанькина.
Особняком стоит имя гончара Мэн Чэня 孟臣. О его рождении и смерти, жизненном пути почти ничего не известно – только упоминание в Ян Сян Мин Ху Цзи, 阳羡茗壶系, «Знаменитой керамике Янсяня (Янсянь – старинное название Исина)»: "...Мэн Чэнь, выдающийся, как Ши Да Бинь". Небольшие тонкостенные чайники Мэн Чэня отличались от работ предшественников не только размером и особым изяществом, но и типом обжига – он использовал закрытый, муфельный способ (в керамической емкости). Свои изделия Мэн Чэнь украшал каллиграфией, искусной резьбой, инкрустациями и лепными украшениями.
на фото: работа Мэн Чэня
В эпоху Цин расширяется цветовая палитра глин: к уже известным видам – желтой каменной, пурпурной, фиолетовой и зеленой глинам прибавляется черная у ни, и белая, бай ни, новые формы и орнаменты, резьба и декорирование глиной контрастных цветов, рельефные узоры, глазурь, покрытие оловом, инкрустации золотом и нефритом, полировка до зеркального блеска. В этот период времени творили такие замечательные мастера как Чэнь Мин Юань 陈鸣远, Чэнь Мань Шэн 陈曼生, брат и сестра Ян Пэн Нян 杨彭年 и Ян Фэн Нян 扬凤年, а также Шао Да Хэн 邵大亨 и Хуан Ю Лин 黄玉麟.
на фото: чайник Шао Да Хэна «Дракон Выглядывает из Вязанки Бамбука» (хранится в Государственном музее Нанькина).
С началом опиумных войн и больших социальных потрясений многие отрасли прикладного искусства приходят в упадок, но культура исинской керамики продолжает традицию руками таких мастеров как Чэн Шоу Чжэнь (程寿珍 1865-1939 гг.)по прозванию 冰心道人 Чистый Человек Пути, работы которого удостоены золотых медалей в Панаме в 1915 г. и в Чикаго в 1932 г., Фань Да Жэнь 范大生, Ю Го Лян 俞国良, Фань Дин Фу 范鼎甫, Цзян Ань Цин 江案卿, Фань Фу Гуй 范福圭, Ван Бао Гэн 汪宝根, Фэн Гуй Лин 冯桂林, резчиков по глине Шао Юнь Жу 邵云儒, Чэнь Шао Хэн 陈少亨 и других.
на фото: мастер Чэн Шоу Чжэнь
С 50-х годов ХХ в под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов» древнее искусство переживает новый подъем. В октябре 1958 года была основана Исинская ремесленная фабрика изделий из фиолетового песка, средняя школа по обучению лепке. Самые талантливые ремесленники из окрестных деревень отправлялись изучать историю искусств в Центральную Академию Изобразительных Искусств или Нанкинский Институт Искусств. В 70-е в экспериментальных мастерских у Гу Цзин Чжоу 顾景舟 появляются новые формы чайников – шапка монаха, ограда колодца, круглый чайник с ручкой. Ван Инь Чунь 王寅春 лепит чайник в форме цветка водяного ореха с ручкой. Чжу Кэ Син 朱可心 создает поэтический чайник со снежной сливой, а Цзян Чжун 蒋蓉 – чайник в форме бутона лотоса. Они, а также Сюй Сю Тан 徐汉棠, Ван Инь Сянь 汪寅仙, Хэ Дао Хун 何道洪, Тань Цюань Хай 谭泉海, Бао Чжи Цян 鲍志强 и другие сформировали новое поколение исинских мастеров, многим из которых было присвоено звание «Великий мастер прикладного искусства Китая».
на фото: Снежная слива работы Чжу Кэ Син
Современная иерархия китайских мастеров-ремесленников
1. 中国工艺美术大师 Чжун Гуо Гун И Мэй Шу – Великий мастер прикладного искусства Китая.
2. 中国陶瓷艺术大师 Чжун Гуо Тао Ци И Шу Да Ши – Великий мастер искусства керамики Китая.
3. 江苏省工艺美术大师 Цзянсу Гун И Мэй Шу Да Ши – Великий мастер Цзянсу по прикладному искусству.
4. 江苏省工艺美术名人 Цзянсу Гун И Мэй Шу Минь Жень – Знаменитость прикладного искусства Цзянсу.
5. 高级工艺美术师 Гао Цзи Гун И Мэй Шу Ши – Старший мастер прикладного искусства.
6. 工艺美术师 Гун И Мэй Шу Ши – Мастер прикладного искусства.
7. 助理工艺美术师 Чжу Ди Гун И Мэй Шу Ши – Асистент мастера прикладного искусства.
8. 技师 Цзи Ши – Технолог.
9. 陶艺艺人 Тао И И Жэнь – Художник-керамист.
У каждого мастера – свой стиль, который часто берет начало в семейных традициях. На первых порах будущий мастер неустанно копирует работы древних, пока не достигают совершенства в технике, после чего некоторым удается найти свою неповторимую индивидуальность. Самые искусные живут и работают в мирной гармоничной обстановке в предместьях городка Диншу-чжен, в их распоряжении все богатство накопленного опыта и последние современные технологии.
Ознакомиться с полным ассортиментом чайников из исинской глины