Вопрос об авторстве формы «Фан Гу» 仿鼓 до конца не решен. В конце XIX в для китайского изобразительного искусства в целом было характерно «обращение к древности»: скульпторы малых форм, художники черпали вдохновение в предметах старины. Многие работы тех лет, дожившие до наших дней, отражают одну идею, по-разному реализованную талантливыми мастерами. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание тот факт, что все они жили в одном небольшом городке, общались и дружили. В одном искусствоведы согласны: прообразом формы «Фан Гу» был старинный ханьский барабан.
на фото: чахай «Древний Барабан», мастер У Чжи Лай(吴芝莱 1892-1969 гг.)
По одной версии, автор формы – Чжао Сун Тин 赵松亭 по прозванию Дун Си 东溪(1853-1934 гг.), выдающийся мастер-керамист поздней Цин, гравер и резчик, работы которого высоко ценятся в среде коллекционеров. В их числе «Чжу Гу» (竹鼓 «Бамбуковый Барабан») и «Инь Цзяо Чжу Гу»( 隐角竹鼓 «Бамбуковый Барабан - Выглядывающий Рожок»), созданные в 1879 и 1881 гг.
на фото: Чжао Сун Тин
По другой версии, чайник, корпус которого имитировал форму старинного китайского барабана, сделал Шао Да Хэн (邵大亨1796-1861 гг.; автор «Юй Бянь Хуа Вэй Лун» 鱼变化龙壶 «Превращение Карпа в Императорского Дракона», «Лун Тоу И Кунь Чжу Ху» 龙头一捆竹壶 «Дракон Выглядывает из Вязанки Бамбука» и других классических форм).
на фото: чайник Шао Да Хэна «Дракон Выглядывает из Вязанки Бамбука» (хранится в Государственном музее Нанькина).
«Барабан» и «древность» звучат как «гу», это слова-омофоны (произносятся одинаково, а пишутся по-разному). В китайском на игре слов с одинаковым звучанием построено множество поговорок, тонких шуток и устойчивых образов, что не удивительно для языка, где одинаково звучащие слова имеют иногда десятки разных смыслов. Форма чайника-барабана оказалась очень удачной, и сам мастер, и его ученики начали копировать ее, воспроизводить снова и снова в разных вариантах. И в какой-то момент Фан Гу 仿鼓 «Подражание Барабану» сменилось на Фан Гу 仿古 «Подражание Древности».
на фото: «Фан Гу» работы Шао Да Хэна
«Подражание Древности» была одной из любимых форм у Чэн Шоу Чжэня (程寿珍 1865-1939 гг.) по прозванию Бин Синь Дао Жэнь ( 冰心道人 Чистый Человек Пути), признанного мастера, работы которого удостоены золотых медалей в Панаме в 1915 и в Чикаго в 1932 гг. В среде китайских искусствоведов принято считать, что именно он придал «Фан Гу» ее классический вид и довел ее до совершенства.
на фото: «Фан Гу» работы Чэн Шоу Чжэня
Силуэт чайника создает ощущение полноты и упругости, внутренней динамики, уравновешенной гармонией пропорций и мягкостью линий. Гладкий, «налитой», несколько сплюснутый корпус, круглый, как барабан, плавно перетекает в плечи, плечи – в невысокое горлышко. Изящно изогнутая ручка зеркально отображает линию носика. Плотно притертая крышка легко скользит при вращении. Небольшая пуговица, повторяющая форму корпуса, естественно и непринужденно венчает композицию.
Помимо классической «Фан Гу» - безупречной в своей лаконичной законченности, существуют несколько вариаций на тему «Подражания Древности» - «Фан Гу Жу И» («Исполнение Желаний»), «То Юань Фан Гу Юань Тяо» («Антикварный Полосатый») и другие.
на фото: «Фан Гу Жу И Ху» 仿鼓如意壶 «Подражание Древности – Исполнение Желаний», работа Гу Цзин Чжоу 顾景舟(1915-1996 гг.) Великого мастера прикладного искусства Китая.
"Фан Гу" из пурпурной глины, коллекция "Мойчай.ру": Фан Гу 210 мл.