Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню

Классические формы исинских чайников: Фан Ху – Многогранники (方壶)


Фан Ху – собирательное название для «геометрических» чайников Сыфан (四方, квадратных), Люфан (六方, шестигранных), Бафан (восьмигранных) и их многочисленных разновидностей.  Их грани могут быть четко очерчены или сглажены, находиться под разным углом относительно друг друга и образовывать разные геометрические фигуры, их крышки и горлышки могут быть квадратными или круглыми. Главное условие: в них должны гармонично сочетаться син 形 (форма), шэн 神 (идея), ци 气 (энергия, материал) и тай 态 (манера исполнения).

 

СЫФАН ХУ,  四方壶, Четырехугольные чайники

Кубическая форма в применении к заварочному чайнику была освоена исинскими керамистами еще в конце династии Мин. Причем самые древние, дожившие до наших дней работы, уже демонстрируют и оригинальный художественный замысел, и виртуозную технику исполнения. Это Инь Бао (印包, Чайник-печать в виде мешка с подарками) и Дяо Ци (雕漆, Резной лак, чайник из пурпурной цзыни, покрытый несколькими слоями ярко-алого лака) мастера Ши Да Биня (时大彬, 1573—1648 гг.).

 

инь бао дяо ци фанху Ши Да Бинь

на фото: слева – Сыфан Инь Бао (四方印包, Чайник-печать в виде мешка с подарками), хранится в Гонконгском музее чая; справа – Сыфан Дяо Ци (四方雕漆, Резной Лак), хранится в Национальном музее Пекина.

 

В китайской традиционной символике квадрат соотносится со стихией первоэлемента Земли и такими человеческими качествами как прямота, честность, порядочность и верность. Четыре Великих (四大, Сы Да) – одна из базовых категорий древнекитайской натурфилософии, согласно которой все множество проявлений окружающего мира занимают положенное им место во времени (утро, день, вечер, ночь  – весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север) согласно своей природе, что является, в свою очередь, залогом мирового Порядка. Выражаясь словами Книги Перемен, «Мудрец не меняет сторон квадрата».

 

В чистом виде воплощает эту идею Сыфан ху знаменитого исинского мастера  Чэнь Мань Шэна (陈曼生) с каллиграфией «内清明,外直方,吾与尔偕臧» («внутри – чистота и ясность, вовне – правильность и верность, я и ты – храним друг друга»).

 

чайник цзыша Мань Шэн Сыфан

на фото: в центре – иллюстрация из каталога чайников Мань Шэна «Тао Е Синлин Минху Эрши Пин («陶冶性灵 茗壶二十品», 1813 г.), слева и справа – современные работы.

 

Чуть иначе выглядит другой Фанху Ман Шэня, Чуньшэн ( 春勝   – так в старину назывались квадратные отрезки ленты с забавными надписями, подносимые в качестве новогоднего сувенира) c каллиграфией宜春日,彊飲吉 («первый весенний день, упоение счастьем»).

 

Чуньшэн чайники цзыша история

на фото: в центре – иллюстрация из каталога чайников Мань Шэна «Тао Е Синлин Минху Эрши Пин («陶冶性灵 茗壶二十品», 1813 г.), слева и справа – современные работы.

 

Конечно, аскетичный квадратный чайник с четкими вертикалями и горизонталями граней – не самая популярная модель у пользователей. И тем не менее, вошедшие в каталог формы великого Мастера, неустанно копировались последующими поколениями гончаров.

И всякий раз, когда новый талант переосмысливает старую форму, незначительное смещение акцента, оригинальный технический прием или добавление неожиданной детали наполняют ее новым смыслом. Самые удачные решения быстро находят отклик у знатоков, коллекционеров и обычных любителей чая, пополняя классическое «квадратное семейство».

 

чайники цзыша сыфан ху

на фото: нижний ряд – Сыфан Цяодин Ху四方桥顶壶 (Четырехгранник с мостиком на крышке); средний ряд –四方青獅壶 (Четырехгранник со львом  на крышке); верхний ряд – 清龙头四方壶 (Четырехгранник с головой дракона на крышке).

 

чайники цзыша яодай сыфан ху

на фото: Яодай Сыфан Ху腰带四方 (Четырехгранник с пояском).

 

чайники цзыша классические формы чоуцзяо сыфан

на фото: Сыфан Чоу Цзяо Ху 四方抽角壶 (抽角, чоу цзяо, – канавка или бороздка, технический прием, который зрительно округляет угловатость формы).

 

Иногда в многогранник вписана другая классическая форма, такая своего рода «квадратура круга»:

чайник цзыша фанху

на фото: Сыфан Шипяо Ху (四方石瓢壶, Квадратный каменный ковш), Сыфан Доцю Ху (四方掇球壶, Сыфан Чжуцзе Ху (四方竹节壶).

 

Бывает и так, что Фанху имеет в своей основе не геометрическую абстракцию, а совершенно определенный предмет. Яркий тому пример – Фандоу Ху 方斗壶, который имитирует форму старинного мерного ковша, которым отсчитывали количество рисовой крупы.

исинские чайники цзыша фандоу ху

на фото: Фандоу Ху (方斗壶, Мерный ковш).

 

Другая интересная классическая «квадратная» форма – Чуань Лу (传炉), Курильница или Жертвенный сосуд.

чуань лу ху исинские чайники цзыша

на фото: Чуань Лу Ху (传炉壶, Курильница).

 

ЛЮФАН ХУ,  六方壶, Шестиугольные чайники

Люфан или Шестигранник – наверное, наиболее популярная форма в семействе Фанху. Возможно, потому, что с числом 6 в китайской традиции связаны самые положительные ассоциации. Со времен глубокой древности Шестерка воплощает идею гармонии Шести Направлений нашей трехмерной реальности (налево, направо, вперед, назад, вниз, вверх). Ее персонификацией является дух Лю Хэ (六合), Шесть Соединений. Это не столько «дух» в нашем европейском понимании, сколько некое абстрактное начало, появление которого в ритуалах эпохи Чжоу указывало на благоприятный исход событий. Отголоски того далекого времени хранят названия уездов и округов, известных любителям чая по таким сортам как Лю Ань Гуа Пянь (Тыквенные семечки Шести Спокойствий), Лю Бао (Шесть Крепостей) и др. У этого числа есть и другие смысловые соответствия в народном фольклоре, и все они имеют исключительно положительный смысл. 

 

Геометрия Шестигранника в сравнении с Квадратом – более легкая и изящная. Люфан всегда имеет центр, ось симметрии. Его четкие горизонтали задают основу композиции, а вертикали – наклонные или слегка изогнутые – привносят в общий рисунок мягкость и ритм.

Как и в случае с Сыфан Ху, самые ранние шестигранники связаны с именем патриарха Ши Да Биня, который часто обращался к этой форме, по-разному ее обыгрывая.

 

исинские чайники цзыша дабинь люфан

на фото: в центре – Люфан Ху мастера Да Биня (коллекция Национального музея Гугун), слева и справа – современные работы.

 

Гун Дэн (宫灯, Дворцовый фонарь)

Идея чайника Гун Дэн (宫灯, Дворцовый фонарь) также принадлежит патриарху Да Биню. В Китае фонарь со времен глубокой древности выполнял множество функций, далеко выходящих за рамки чисто утилитарных.  Большие или маленькие, бумажные или шелковые, украшенные бисером, кистями или искусно расписанные, китайские фонарики могут вращаться, рассказывать истории и даже летать.

 

Обычай запускать в воздух бумажные фонари, уносящие в Небо мечты и желания, существовал в Китае уже в III в. до н. э. А Юань Сяо (元宵, Праздник Фонарей), отмечающий первое полнолуние Нового года, – один из самых любимых народных праздников. В этот день принято собираться на традиционный семейный ужин, устраивать фейерверки и запускать в небо горящие фонари. Каждый год к празднику изготавливаются тысячи фонарей – от очень маленьких до очень огромных, десятиметровых, удивительных форм и расцветок.

 

китай праздник юань сяо фонарики

на фото: фонари Юань Сяо.

 

Праздничный фонарь Цзоумадэн (走马灯, Фонарь бегущих лошадок) – вращающийся, с колесиком в центре. Теплый воздух от горящей свечи приводит в движение прикрепленные фигурки вырезанных из бумаги лошадей, тени которых бегут по внешнему «экрану». На месте лошадок могут быть самые разные предметы и персонажи, которые при вращении фонаря «оживают», рассказывая свои маленькие истории.

 

китайский фонарь цзоумадэн

на фото: фонарики Цзоумадэн.

 

Впрочем, с летающими фонариками в Китае связаны не только радостные моменты праздников. Со времен глубокой древности служили они средством передачи сигналов во время военных кампаний. А великий генерал Чжугэ Лян (180—234 н.э.) использовал их, чтобы вселять страх во вражеские войска. В летописи, посвященной одному из его походов говорится: «Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы. … Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему».

 

китайские летающие фонарики

 

Конечно, фонарики не обязательно должны летать. В большинстве случаев они освещают помещение или улицу. Но и тут помимо основного назначения имеют они и дополнительное – представительское. На фонаре, висящем у входа в дом, магазинчик или закусочную, часто бывает написано название заведения или фамилия хозяина.

 

Разнообразие форм китайских фонарей породило и множество чайников, их имитирующих.

исинские чайники цзыша гундэн ху

на фото: в центре – Гун Дэн Ху мастера Да Биня (коллекция музея Янчжоу), который окружают современные работы.

 

Сэн Мао Ху (僧帽壶, Митра)

Интересная, достаточно редкая форма Сэн Мао Ху, которая имитирует форму кувшина времен династии Юань  (1280―1367 гг.). Верхняя часть этого сосуда была выполнена в форме буддийской митры (головного убора) Сэн Мао (僧帽), за что он и получил это название. Такие кувшины производились в мастерских Цзиндэчжэня.

сэнмао ху кувшин цзиндэчжэнь

на фото: в центре – рисунок митры Сэн Мао, слева и справа – фарфоровые кувшины мастерских Цзиндэчжень эпохи Юань.

 

Вообще, изначально буддийским монахам предписывалось ходить с непокрытой головой. Об этом свидетельствует дисциплинарное предписание Сы Фэнь Люй (四分律, составлено в 410-412 гг. н.э., в дальнейшем вошло в Люй Цзун, 律宗 , Школу Устава), монашеские уставы которого использовались школами тяньтай, хуаянь, цзинту и др. Но после образования нескольких ответвлений этой конфессии отдельные внешние элементы монашеской атрибутики были изменены с учетом местных национальных особенностей. Одним из таких  атрибутов и стал головной убор Сэн Мао. Кому принадлежит идея создания кувшина, имитирующего его форму, неизвестно. C закатом монгольского правления кувшины Сэн Мао исчезли из употребления. Но через триста лет их оригинальный этнический стиль вдохновил мастера Ши Да Биня на создание чайника Сэн Мао Ху.

 

исинские чайники цзыша сэнмао ху

на фото: чайник Сэн Мао Ху, современные работы.

 

Сюэ Хуа Ху (雪华壶, Снежный цветок)

Идея кристаллика льда легла в основу Снежного Цветка мастера Гу Цзинь Чжоу 顾景舟(1915-1996 гг.), одного из лучших исинских керамистов прошлого столетия (см. также статью «Ши Пяо»). Чайник был сделан им в 70-е годы ХХ века и вскоре стал классикой цзы ша.

Плоская, слоистая, шестиугольная крышка – это и есть «снежный цветок», кристалл льда. Если смотреть на форму сверху, то она выглядит как многослойный шестиугольник со вписанными в него концентрическими гексагональными структурами все большего радиуса, достигающими своего максимума на линии плеча. Так может выглядеть снежинка или лед при сильном увеличении. Боковой ракурс дает другую картину: лед мягко «стекает» вниз, подтаивает, превращаясь в каплю, и снова схватывается внизу в четкий контур основания. Изящно изогнутая ручка «в восточном стиле» и тонкий носик с тремя изгибами прекрасно дополняют общий сложный рисунок.

 

исинские чайники цзыша сюэхуа ху

на фото: кристаллы льда и чайники Сюэ Хуа Ху с разных ракурсов.

 

Помимо перечисленных выше разновидностей Лю Фан Ху на рынке можно встретить много самых разных вариаций на тему шестиугольной формы, рожденных в результате творческого поиска исинских мастеров, но не вошедших пока в «классический» реестр.

 

люфан ху исинские чайники цзыша

на фото: современные Лю Фан Ху.

 

БАФАН ХУ, 八方壶,  Восьмиугольные чайники

Если с Четверкой связано понятие внешнего пространства и соотнесения всех вещей с их местоположением, то в Восьмерке эта идея представлена во всей своей полноте. Чтобы не уводить наш рассказ о чайниках в сторону числовых абстракций, предложим интересующимся вопросами нумерологии обратиться к древнейшему памятнику китайской культуры, канону «И Цзин» (易经), где модель мироздания являет себя через Восемь фигур-гуа.

В обывательском смысле «бытовой магии» число 8 считается в Китае исключительно счастливым, о чем говорит тот факт, что номера телефонов или машин, оканчивающиеся на 88, состоятельные граждане покупают за солидные суммы. Но, вернемся к нашим чайникам.

 

Геометрия формы Бафан может базироваться на равностороннем восьмиугольнике или квадрате с «дополнительными», меньшими сторонами. Вторая разновидность в наши дни становится все более популярной.

 

исинские чайники бафан ху цзыша

на фото: в центре Бафан Ху с неравными сторонами, слева и справа – равносторонние.

 

Бафан симметричен, пропорционален и солиден. Это чайник с «янским», мужским характером, такой же основательный и серьезный, как квадрат Сыфан, но более округлый, уравновешенный и спокойный. Его силуэт приближен к кругу, крышка если и восьмиугольная, то горлышко чаще всего круглое. Самым распространенным является прием, когда известную классическую форму вписывают в восьмигранник.

 

бафан ху исинские чайники цзыша

на фото: Бафан Ху, современные работы.

 

ХЭ ДОУ ХУ, 合斗壶, Соединение созвездий

Завершает наш рассказ о чайниках-многогранниках старинная форма Хэ Доу (合斗壶, Соединение созвездий), появившаяся в мастерской Чэн Мань Шэна. Строго говоря, это четырехгранник, но идея, заложенная автором, выводит Хэ Доу Ху за рамки геометрии и наделяет собственным бытием, наполненным глубоким и прекрасным смыслом. За разъяснениями обратимся к надписи, сделанной Мань Шэном на корпусе: 北斗高,南斗下,银泻,阑干挂 (Северный ковш в вышине, Южный ковш под ним, льется рекой серебро, висят в пустоте перила).

 

ночное небо соединение созвездий Хэдоу

 

Речь идет о картине ночного звездного неба, в котором медленно движутся созвездия, за сутки совершая полный круг. При этом чаши Северного и Южного Ковшей меняются местами, как бы переливая свое содержимое друг в друга.

 

Хэ Доу Ху Чэнь Мань Шэн исинские чайники цзыша

На фото: в центре – иллюстрация из каталога чайников Мань Шэна «Тао Е Синлин Минху Эрши Пин («陶冶性灵 茗壶二十品», 1813 г.). Cлева и справа – современные работы.

 

На протяжении истории Хэ Доу всегда оставалась редкой формой. Хотя в последние годы ее модифицированные до шестигранника версии набирают популярность. Справедливости ради надо сказать, что, хотя Лю Фан Хэ Доу Ху выглядят более легкими и эргономичными в сравнении со своим угловатым предшественником, в них зачастую отсутствует тот «звездный дух», которым наполнил Чэнь Мань Шэн свою работу.

 

исинские чайники цзыша Хэ Доу Ху

на фото: в верхнем ряду – Хэ Доу Ху, в нижнем ряду – Лю Фан Хэ Доу Ху.

 

Сегодня в разделе «Чайники из Исинской глины» интернет-магазина Moychay.ru можно приобрести многогранники: Сыфан Ху с леопардом на крышке, Ню Гай Чоу Цзяо Сыфан Ху (Четырехгранник с крышкой в форме бычьего носа) 300 мл, Хань Сыфан Ху (Ханьский Квадратный) 100 мл, Фандоу Сыфан Ху (Мерный Ковш) 84 мл, Сыфан Ху 64 мл, Хань Сыфан Ху 90 мл, Чуань Лу Ху 300 мл, Чуань Лу Ху со слоном на крышке 150 мл, Сыфан Инь Бао (Чайник-печать в виде мешка с подарками) 420 мл.

Рассказать друзьям
Комментарии
Пока нет ни одного комментария