Родился Чжоуский Диск в мастерской Ян Пэн Няня (杨彭年) по прозванию Да Пэн (大鹏), талантливого керамиста, творчество которого во многом повлияло на стиль последующих поколений исинских гончаров. Сведения о его биографии крайне скупы, известно лишь, что время его жизни пришлось на период Дао Гуан (1796-1850 гг.) и что был он родом из местечка Тунсян (桐乡) в провинции Чжэцзян. По крупицам исторических свидетельств воссоздавая портрет его личности, можно сделать вывод, что вместе с сестрой Ян Фэн Нянь (杨凤年), также виртуозным мастером керамики, они были частью богемы, культурной элиты того времени. Многие его работы были созданы в соавторстве с такими известными мастерами как Цюй Ин Шао (瞿应绍) и Чжу Цзянь (朱坚), Цяо Чжун Си (乔重禧) и Цзинь Дун Синь (金冬心), рассказ о которых превратит наше повествование в серьезную монографию о китайском искусстве первой половины XIX века.
Особо близкие дружеские отношения связывали Ян Пэн Няня с художником, каллиграфом и поэтом Чэнь Хун Шоу (陈鸿寿, 1768-1822 гг.) по прозванию Мань Шэн (曼生), в соавторстве с которым появились Хэхуань Ху (合欢壶, «Акация»), Тао Хуан Ню Хулу Ху (套环钮葫芦壶, «Чайник в форме тыквы Хулу с Колечком на Крышке»), Хань До Ху (汉铎壶, «Ханьский Колокольчик»), Бань Юэ Ба Дан Ху (半月瓦当壶, «Полумесяц»), Ши Пяо Ти Лян (石瓢提梁, «Каменный Ковш с Высокой Ручкой»), Хань Ва Ху (汉瓦, «Ханьская Черепица») и другие формы, ставшие впоследствии классическими. Все они вошли в Мань Шэн Ши Ба Ху (曼生十八式, Восемнадцать Чайников Мань Шэна), каталог по искусству цзы ша, изданный в XIX веке.
на фото: иллюстрация из каталога «Мань Шэн Ши Ба Ху»
Одной из таких работ, появившихся в результате совместного творчества гончара Ян Пэн Няня и резчика Мань Шэна, стал чайник Чжоу Пань Ху, Чжоуский Диск. Символизм Чжоуского Диска настолько глубок и многомерен, так много культурных ссылок нуждаются в отдельном пояснении, что другим названием данной статьи вполне могло бы стать «Сказки старого чайника».
Прототипом формы Чжоу Пань стал чайник с гравировкой «吾爱吾鼎强食强欢曼生作乳鼎铭», что означает «Любовь моя, Треножник мой, изобильно питающий, изобильно радующий, Молочный Треножник, надписанный Мань Шэном».
на фото: прототип формы Чжоу Пань Ху
Треножник-дин (鼎) – древний сосуд для приготовления пищи, предназначенной для употребления во время особых торжеств и ритуалов сообщения с духами. По легенде, Великий Юй (大禹), основатель династии Ся (夏朝, 2070-1765 гг. до н.э., первая официальная династия Китая), укротивший воды потопа и поделивший Поднебесную на 9 округов, отлил 9 жертвенных треножников-дин (九鼎) для подношений Небу и Земле. Дальнейшая судьба тех Девяти Динов неизвестна: когда Цинь Ши Хуан Ди (秦始皇帝) объединил Китай в 221 г. до н.э., они уже считались утраченными.
на фото: треножники-дин
В 1045 г. до н. э., княжество Чжоу (周), возглавляемое правителем У (周武王), разгромило царство Инь и подчинило соседние регионы, распространив свое влияние на всю область Северного Китая бассейна реки Хуанхэ. Так началась эпоха Чжоу, при которой ритуал стал делом высшей государственной важности. Главным всекитайским божеством, контролирующим и регулирующим жизнь общества в целом и отдельных его членов, было признано Тянь (天, Небо) – олицетворение разума, справедливости и добродетели. Правитель, Тянь Цзы (天子, Сын Неба) состоял с ним в прямом родстве и брал на себя ответственность за мир, в который входили собственно Чжунго (中国, Срединное государство) и окружавшая его варварская периферия. Для поддержания устойчивости такой санкционированной Небом структуры Тянь Цзы лично возглавлял ритуалы, в которых ему ассистировали ближайшие помощники.
Идеологию Чжоуских правителей сохранила поговорка «важные государственные дела – это жертвы и походы». Жертвоприношения символизировали собой связь с Небом и предками, военные походы же были критерием способности защитить порядок посредством силы.
Обширная территория была поделена на уделы, которые предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя. Пожалование удела, так же как инаугурация наследников умерших правителей, сопровождалось пышно обставленной церемонией с вручением ритуальной бронзы, украшенной надписями, закрепляющими статус владельца. В музейных запасниках сегодня хранится немало таких «документов» детально описывающих состав пожалования с перечислением земель, населявших их племен, регалий, ритуальной утвари и прочего имущества, передающегося новому владельцу удела. Завершался такой перечень надеждой, что аристократическое положение и власть будут вместе с бронзовым сосудом переходить из поколения в поколение потомков его владельца. Для производства бронзовых сосудов нужно было обладать запасами медной руды и средствами на оплату их отливки. Это были в буквальном смысле предметы силы, олицетворявшие власть, общественное положение и место их владельца в иерархии.
Девять динов (九鼎) стали символом китайского государства, а их опрокидывание, т.е. прекращение династийных жертвоприношений, означало смену династии, вследствие потери ею благодати-Дэ, «небесного приказа на управление». Cобственно дин стал символом ритуальности как таковой – не просто главным культовым объектом, но медиатором, связующим мир людей и мир духов.
Помимо главного жертвенного сосуда существовали и другие – треножник-ли (鬲) и треножник-янь (甗), небольшие сосуды гуй (簋), сюй (盨), фу (簠), дунь (敦) и доу (豆), сосуды для жертвенного вина – кубок-цзюэ(爵) и чарка-цзя (斝), чаша-гу (觚) и чаша-цзюнь (尊), сосуды для воды хэ (盉), и (匜), цзянь (鉴), блюдо-пань (盘), а также ритуальные музыкальные инструменты и нефритовые украшения. Интересующихся подробным описанием многочисленных церемоний и связанных с ними предметов рекомендуем ознакомиться с «Ли Цзи» (禮記, «Книгой Ритуалов»).
на фото: ритуальное блюдо-пань (盘)
Чжоуская династия в основе своей сводилась к патриархату и феодализму. Старший сын правителя наследовал статус отца, прочие сыновья становились младшими в роде князьями. Князю также наследовал его старший сын, а младшие сыновья становились сановниками. Так сформировалась иерархическая система Правитель-ван (王) – князь-хоу (侯) – сановник-цин (親) – аристократ землевладелец-дафу (大夫) – чиновник-ши (士). В рамках этой системы знать разных рангов пользовалась соответствующими властью и привилегиями. Одежда, пища, жильё, ритуальные принадлежности и род деятельности полностью регулировались порядками, предписываемыми «Чжоуским ритуалом» (周禮). Например, что касается главного культового предмета, жертвенника-дин, Сын Неба использовал в церемониях девять динов, князья – семь, аристократы – пять, служилые-ши – три дина. То же касалось и культовых музыкальных инструментов, колоколов и гонгов: Сын Неба мог вывешивать их по четырём сторонам, хоу – по трём сторонам, дафу – по двум сторонам, ши – по одной стороне.
В эпоху Чжоу сформировались основы китайского представления о государственности, в которой светская власть одновременно являлась и духовной. Тогда же были созданы «Ши Цзин» (Книга Песен) и «Го Юй» (Речи Царств), «Чжоу Ли» (Чжоуские Ритуалы) и «Шу Цзин» (Книга Истории), «И Цзин» (Книга Перемен, другое название этого памятника «Чжоу И», Чжоуские Перемены) и «Дао Дэ Цзин» (Книга о Пути и Благодати) – вечно актуальная классика китайской цивилизации. Для последующих поколений Чжоу стала эпохой, о котором Конфуций сказал «я верю в древность и люблю ее».
Но, вернемся к нашему чайнику. Чжоу Пань воплощает идеализированное представление о «Золотом веке» китайской цивилизации – эпохе Чжоу. Эпохе священных сосудов-дин, сакральных ритуалов-ли (礼) и Небесной благодати-Дэ (德), когда должным образом исполненный ритуал становился залогом всеобщего благоденствия и процветания.
Второй иероглиф, 盘, «Пань», который обычно переводится как «Диск», имеет множество значений, но мы остановимся на значении «компас» (罗盘). Тот самый ло пань (буквально «сетка на диске»), известный как главный инструмент фэншуй, т.е. диск с нанесенной сеткой секторов пространства и магнитной стрелкой.
на фото: компас ло пань
Как известно, компас является китайским изобретением. Из Китая он попал в Азию, а затем уже в Европу. Причем устройств для определения направлений было несколько, и не только магнитных, еще во времена далекой древности. Предание гласит, что первое из них появилось, когда колдун Чию поднял мятеж против Хуан-ди, легендарного Желтого Императора (традиционно временем его жизни в Китае называют период ок.2600 г. до н.э.). Во время одной из множества битв предводитель темных сил Чию напустил тумана в долине, где проходило сражение, и в стане Желтого Императора возникло смятение. В ответ на это Фэн Хоу (Управитель Ветров), ближайший советник Хуан-ди, при помощи компаса вывел воинов на свет. Что касается исторических свидетельств, то магнитный компас был известен китайцам в III в. до н.э. Назывался он Сынань (司南), «Южный Сектор»: ручка черпачка, находящегося в центре квадрата (квадрат в Древнем Китае символизировал Землю) всегда указывала на Юг (Чжоуские ваны принимали все важные решения, обратившись лицом к Югу: согласно китайской натурфилософии там располагается дыхание-ци Огня, которому соответствует ясность).
на фото: ханьский компас Сынань
Вероятно, этот прибор существовал уже и в Чжоускую эпоху. Но, как бы то ни было, название «Чжоуский Компас» следует понимать как метафору, как некий ориентир во времени и пространстве, который всегда указывает верное направление в нашем вечно меняющемся, непредсказуемом мире...
Считается, идея этого чайника пришла Мань Шэну в одну из бессонных ночей, когда он размышлял о тщетности человеческих усилий. Круглый корпус символизирует Тай Цзи (太极, Великий Предел), источник бесконечных превращений. Носик выполнен в форме ручки древнего компаса. Опирается корпус чайника, как положено священному сосуду-дин, на три ножки. Горизонтальная линия плеча находится под прямым углом к вертикальным стенкам. Крышка плоская, с приплюснутой жемчужинкой и орнаментом из концентрических кругов. Общая манера исполнения строгая и лаконичная.
на фото: классическая форма Чжоу Пань
Разновидностью формы Чжоу Пань (周盘) является Мэйхуа Чжоу Пань (梅花周盘) или Сливовый Компас. Его идея – момент истины, краткий миг красоты, точка цветения на колесе времени.
на фото: форма Мэй Хуа Чжоу Пань
Слива мэй хуа (梅花, абрикос китайский, Prunus mume) расцветает ранней весной, когда вся остальная природа еще спит, скованная зимним холодом. Ее цветение обычно приходится на праздник 春节 чунь-цзе, китайский Новый год, который отмечается в конце января-начале февраля по лунному календарю.
Цветущая слива с самых древних времен стала излюбленным мотивом китайской живописи, поэзии и декоративно-прикладного творчества, как символ жизненной силы, весны и надежды. Цветы ее могут быть белыми, розовыми пунцовыми или ярко-красными, махровыми, с разным количеством лепестков – за всю историю культурного разведения любимого национального растения (оно составляет более трех тысяч лет) сортов ее было выведено 230. Но на чайнике число лепестков – шесть. И это, разумеется, не случайно.
Нумерологии как таковой в китайской традиции нет, но есть общепринятые устойчивые ассоциации с числами. Единица обязательно вызывает в сознании китайца образ Тай Цзи (Великого Предела, дающего начало всему сущему), Двойка соотносится с принципом дуальности Инь-Ян и т.д. Шестерка же воплощает идею целостности, систему координат Шести Направлений нашей трехмерной реальности (налево, направо, вперед, назад, вниз, вверх). Персонификацией Шестерки является дух Лю Хэ (六合), Шесть Соединений. Это не столько «дух» в нашем европейском понимании, сколько некое абстрактное начало, появление которого при обращении к Книге Перемен или в других предсказательных техниках эпохи Чжоу указывало на благоприятный исход событий. Отголоски того далекого времени хранят названия уездов и округов, известных любителям чая по таким сортам как Лю Ань Гуа Пянь (Тыквенные семечки Шести Спокойствий), Лю Бао (Шесть Крепостей) и др. У этого числа есть и другие смысловые соответствия в народном фольклоре, и все они имеют исключительно положительный смысл.
Но самое интересное, что шесть сегментов-лепестков Сливового Диска одновременно символизируют и шесть циклов Цзы-цзы (甲子), лежащих в основе китайского исчисления времени. Про 12 животных китайского календаря сегодня знают все (хотя правильнее говорить, как это принято у китайцев, о 12 Земных Ветвях, у каждой из которых есть свой дух-хранитель). Каждое из этих животных по очереди принимает одно из Пяти Движений (五行, У Син, так называемые «первоэлементы»), образуя последовательность из 60 комбинаций базовых единиц времени – годов (например, 2016 – год Огненной Обезьяны), месяцев (декабрь 2016 проходит под знаком Металлической Крысы) дней и часов. По этому календарю китайская нация живет вот уже пять тысяч лет, и сегодня наряду с григорианский датой в большинстве случаев обязательно указывается и традиционное обозначение. Ко времени и его ритмам отношение у китайцев самое серьезное, и 60-дневный цикл является для них базовым на подсознательном уровне. Шесть таких циклов, составляющих вместе год, символизируют, таким образом, полноту времени.
Идея формы Мэй Хуа Чжоу Пань также принадлежит Мань Шэну, а ее исполнение – Да Пэну. Но если классический Чжоуский Диск был задуман как компас, помогающий чайному человеку удерживать верное направление перед лицом житейских бурь, то Сливовый Компас еще и задает ориентир, на который указывает его невидимая «магнитная стрелка». Это то чувство, которое рождается в душе каждого, кто хоть однажды видел, как распускается цветок сливы на заснеженной ветке.
на фото: тот самый момент
Перейти в раздел «Чайники из Исинской глины» нашего интернет-магазина, где представлены Чжоуские Диски: Чжоу Пань Ху 220 мл., Мэй Хуа Чжоу Пань Ху 245 мл.