На ранних этапах становления чайной традиции специальной посуды для приготовления и употребления чая не существовало. Чжу ча 煮茶, то есть сваренный чай, пили из больших пиал-вань 碗 так же, как и супы, похлебки и отвары из трав. Но уже в Танскую эпоху (VII-X вв) чаепитие оформляется как самостоятельный ритуал со своими правилами и атрибутами. Появляются пиалы-вань, предназначенные исключительно для чая. Самым подробным образом описаны они в трактате VIII века «Ча Цзин» 茶經, первом в истории произведении, полностью посвященном чайной традиции. Лучшими в то время считались вань из печей Юэяо 越窑 и Синъяо 邢窑. Автор «Чайного Канона» пиалы Синъяо называет «белоснежными» и «подобными серебру», но все же отдает пальму первенства оу из Юэ, «зеленоватый оттенок и нежный глянец которых усиливают истинный цвет чая». Любопытно, что Лу Юй, говоря о чашах, употребляет термин оу 瓯. Оу – название керамического центра в Вэньчжоу 温州 провинции Чжэцзян, известного своими изделиями настолько, что слово «оу» для пиал стало нарицательным. Но чайный патриарх о продукции печей Оуяо 瓯窑 даже не упоминает. За пиалами из Юэ по степени уменьшения ценности он ставит чаши из Динчжоу 鼎州, Учжоу 婺州, Юэчжоу 岳州, Шоучжоу 寿州 и Хунчжоу 洪州. В качестве главного критерия выступает цвет глазури, об особенностях формы юэских оу сообщается лишь, что «размер их правильный, вмещает половину шэна», то есть примерно 225 мл.
Археологические раскопки и редкие музейные реликвии помогают восполнить этот информационный пробел: формы танских чаш широкие и открытые – «геометрические», выполненные в форме усеченного конуса или полусферы, или «цветочные», с элементами в форме цветочных лепестков. Существовали и «комбинированные», когда цветочные лепестки накладывались на корпус геометрической формы как аппликация. Важно отметить, что в высшем обществе в то время было принято подавать чашу на блюдце-то 托.
фрески на стенах гробницы семьи Чжан династии Ляо наглядно демонстрируют аспекты чайной жизни знатного сословия.
С закатом Танской эпохи и установлением правления дома Сун способ употребления чая меняется: варка чая уступает место взбиванию чайной суспензии в густую пену. Эстетическая составляющая чайного действа выходит на передний план. В моду входят чаши-чжань 盏, покрытые глазурями – нежно-зеленые и небесно-голубые цинцы из печей Жуяо 汝窑, Гуаньяо 汝窑и Лунцюань 龍泉, белоснежные и черные Динъяо 定窑, а также темные Цзяньяо 建窑 – «небесный глаз», «кроличий мех», «перышки куропатки», «черепаховый панцирь» и т.д.
Элегантные, небесно-голубые чаши из печей Жуяо 汝窑 считаются вершиной в развитии сунского фарфора. Прозрачная текстура их поверхности, нежные изгибы форм и тонкий узор трещинок, «подобный крылышку цикады» доставляли обладателям сильнейшее эстетическое удовольствие, ощущение мира и гармонии.
Тонкостенные, белые чаши из печей Динъяо 定窑 отличались простотой и изяществом, для их украшения использовалась гравировка – морские волны, драконы, рыбы, цветы и т.д. Край устья покрывала золотая или серебряную кайма. Черных сунских динъяо или хэйдин 黑定 сохранилось до наших дней всего несколько, их называют черными жемчужинами за аскетизм и невероятную глубину цвета.
Яркие переходы розовых, карминно-красных, лиловых, пурпурных, голубых и нежно-зеленых оттенков, подобные облакам в рассветном небе, безошибочно указывают на стиль императорских печей Цзюньяо 钧窑.
Чаши Гэяо 哥窑 покрывал толстый слой светлой глазури, пронизанный сеткой трещинок, которые со временем темнели, создавая причудливый, контрастный узор.
Печи Цзяньяо 建窑 славились темными пиалами тухао бань 兔毫斑, «заячий мех», чжэгу бань 鹧鸪斑 , «перышки куропатки», даймао бань 玳瑁斑, «черепаховый» и т.д. Используя разные составы глазурей и способы их нанесения, экспериментируя с температурой обжига фуцзяньские гончары проявляли настоящие чудеса изобретательности.
Во время монгольского правления (XIII-XIV вв) формальная сторона чаепития остается прежней – при дворе проводятся чайные банкеты, разбиваются новые императорские сады, где делают лучший в Поднебесной чай «драконов и фениксов», чрезвычайно трудоемкий в производстве и поэтому безумно дорогой. Чай готовят способом дяньча в тех же чашах-чжань, которыми восхищались при дворе Южной Сун. В то время как за пределами дворца на необъятной территории Великого Монгольского Государства рядовые его граждане варят «чайный суп» и пьют его из больших пиал. И все же чайная атрибутика пополняется в этот период одним оригинальным изобретением. Это гао цзу бэй 高足杯, чаша-кубок, из которой пили чай и вино всадники, составлявшие основу монгольской армии, поэтому другое название этой формы машан бэй 马上杯, «верхом на лошади». Надо сказать, что для монголов-скотоводов передвигаться на лошади едва ли не более привычно, чем на своих двоих. Ну, по крайней мере, для мужской половины населения. По традиции, когда мальчику исполняется пять лет, его сажают на коня и учат искусству верховой езды, а через год-два он уже может скакать, пасти скот, участвовать в конных соревнованиях. И потом вся жизнь его будет неразрывно связана с лошадью. А длинная ножка кубка позволяла наезднику напиться вдоволь, не сходя с лошади. С окончанием монгольского правления гао цзу бэй продолжала существовать некоторое время, но высота ее ножки постепенно уменьшилась, поскольку формат «чаепития в седле» сошел с исторической сцены. Начиная с эпохи Цин эта форма существует в «сокращенном» варианте.
В эпоху правления династии Мин в чайной культуре произошли изменения, затронувшие все ее аспекты – от технологии обработки и способа употребления до расширения географии и наращивания объемов производства. Знаменитые в прошлом печи, выпускавшие глазурованные чаши-чжань, приходят в упадок, дворцовые заказы выполняются в мастерских Цзиндэчжэнь. С переходом на заваривание рассыпного листа основной акцент чайного действа переносится на заварочный чайник, а пиалы на ранних этапах повторяют форму сунских чжань: они широкие, открытые, устойчивые. Постепенно их размеры уменьшаются, появляются новые, необычные формы. В поздней минской литературе по отношению к чайным чашам все чаще употребляется название бэй: чжун бэй, чжэяо бэй, мати бэй и т.д.
Знаменитая чаша Минской эпохи, принадлежавшая императору Юнлэ (1402-1424), которая в настоящее время хранится в пекинском дворце-музее Гугун, за эргономичный дизайн в среде современных искусствоведов зовется яшоубэй 压手杯 «ручная чаша». Считается самой удобной в использовании. Именно так выглядели чайные пиалы в исторический момент отмены производства лун фэн туаней и перехода на употребление рассыпного чая. Ранние минские пиалы все еще имеют большой размер: 10-15 см в диаметре и 5-7 см в высоту.
Чжэндэ вань 正德碗 «пиалы Чжэндэ» изготовляли императорские печи в Цзиндэчжэнь в период Чжэндэ (1506-1521). Поскольку предназначались они для высоких чиновников, их называют гуань вань 官碗 «дворцовые чаши».
Элегантные линдан бэй 铃铛杯 и чжун бэй 钟杯, «чайные колокольчики», появились одними из первых, в середине XV века и до наших дней остаются чрезвычайно популярны. У этой формы глубокий живот, небольшое донце и высокие, плавно расширяющиеся кверху стенки. Высота может варьироваться, но в числовом выражении всегда превышает диаметр. Самые ранние «колокольчики» были покрыты белой, синей, желтой или красной глазурью. У каждого оттенка существовало свое название. Так, голубая подглазурная роспись кобальтом, ставшая затем «визитной карточкой» печей Цзиндэчжэнь, называется цинхуа 青花. Желтые оттенки цзяо хуан 娇黄, «нежный желтый», или цзи ю хуан 鸡油黄, «куриный жир», или дан хуан ю 蛋黄釉, «яично-желтый», получали на основе окиси железа с добавлением окиси свинца. Цзи хун 祭红 или «красную жертвенную», известную сегодня на Западе как «бычья кровь», получали путем восстановительного обжига на основе оксида меди. Постепенно цветовая палитра эмалей расширилась до нескольких десятков, а потом и сотен оттенков.
За названием чжэяо бэй 折腰杯 стоит принципиальная жизненная позиция поэта Тао Юань Мина 陶渊明, который, разочаровавшись в службе при дворе со словами «не стоит того, чтобы кланяться за пять доу риса» 不为五斗米折腰 подал в отставку, удалился в глушь и занялся сельским трудом. По уровню значимости для литературы этого поэта можно сравнить в русском языковом пространстве с Александром Сергеевичем Пушкиным, с той лишь разницей, что жил Тао Юань Мин в IV-V веках. Форма появилась в эпоху Мин и до сих пор не утратила популярности. Глубокий живот чаши прекрасно собирает и удерживает аромат, а благодаря изогнутым стенкам ее очень удобно держать в руке.
Воцзу бэй 卧足杯 «лежачая чашка» с плоским или слегка вогнутым донцем – простая и устойчивая. Этот тип чаши появился в печах Яочжоу в Сунскую эпоху. В период Юнлэ династии Мин дно чаши немного выгнулось, затем уменьшился ее размер, а в период Чэнхуа стенки стали очень тонкими, а диаметр основания увеличился, и в таком виде форма существует до наших дней.
Самая известная форма из семейства воцзу бэй, у которой даже есть имя собственное, цзигань бэй 鸡缸杯 или «куриная чаша», была сделана в первый год правления императора Чэнхуа (1465 год, который по китайскому традиционному календарю пришелся на год Петуха, а кроме того, «курица» и «счастье» звучат одинаково, «цзи») в казенных печах Цзиндечжэнь. Мотивом для изображения послужила сунская картина «Цзыму цзи ту» 子母鸡图 «Курица и цыплята» с поэтической строкой, воспевающей трогательную заботу наседки о своих питомцах. Только что взошедший на трон император был известен как тонкий ценитель сунской живописи. Это была одна из первых работ, выполненных в технике полихромной глазури доуцай 斗彩 – фигурки петуха, курочки и нескольких цыплят, мирно клюющих зерно среди травы, выглядят чрезвычайно реалистично. Донце-во и слегка раскрытая форма пиалы придают ей сходство с наседкой, высиживающей цыплят. В течение последующих двухсот лет пиала считалась дворцовой реликвией, что побуждало к созданию ее многочисленных копий. Особенно популярна «куриная чаша» была в период правления императора Канси, когда ее уже широко использовали и в чайном действе.
Цзисинь бэй 鸡心杯 «куриное сердечко» – небольшая пиала открытой, округлой формы чан коу 敞口, с узким донцем шоу ди 瘦底 и небольшой ножкой цюань цзу 圈足, появившаяся в начале XV века. С обратной стороны на донце чаша имеет небольшой выступ, по форме напоминающий куриное сердце, отсюда и название. Очень изящная форма, единственным недостатком которой является неустойчивость, возможно, поэтому встречается сегодня не часто. Очень похожая модель лянцзы вань 莲子杯, «лотосовая чаша», с чуть более широким донцем, намного более популярна. Названием своим обязана сходством с коробочкой лотосовых семян.
Мати бэй 马蹄杯 «конское копытце» – немного вытянутая по вертикали, открытая форма с широким, плоским донцем и прямыми или чуть вогнутыми стенками. Появилась в конце XV века и воспроизводилась на протяжении всей последующей истории. Очень часто продаются парами.
Кубическая форма фандоу бэй 方斗杯 или «ковш» в сравнении с круглой – более сложная в исполнении и менее удобная в использовании, но, тем не менее, она была популярна в династии Мин и Цин. Если круглые пиалы делаются на круге, то квадратные необходимо склеивать из четырех «лепестков», кроме того, выше и количество брака из-за деформации при обжиге. Шестигранные чашки люфан бэй 六方杯 представляют собой нечто среднее между круглой и квадратной формами, но техника их изготовления аналогична фандоу бэй. Размеры граненых чайных пиал, выпускавшихся в эпохи Мин и Цин сравнительно небольшие: диаметр 7-9 см, высота 5-6 см.
Прототипом эрбэй 耳杯, «чаши с ушками», послужила юйшан 羽觞, «чаша с крыльями», из которой пили вино на древнем фестивале Шансыцзе 上巳節. Изначально юйшан делали из бронзы и нефрита. Эти небольшие ритуальные сосуды брали почтительно, двумя руками, и поэтому по бокам у них имелись маленькие, плоские ручки. Фестиваль проводился в третий день третьей луны и начинался с обряда омовения в водах реки и жертвоприношений духам предков. В эпоху Чжаньго (V-III вв. до н.э.) после «официальной части» начали устраивать пиры и литературные турниры: по потоку сверху пускали небольшие чаши с вином, а сидящие ниже по течению «ловили» их, выпивали и декламировали свои поэтические экспромты. Чтобы чаши были легкими и не тонули их делали из дерева и покрывали лаком. Действо было столь популярно, что для него специально создавались роскошные сады с прудами и извилистыми каналами.
Самым подробным образом поэтический турнир люйшан цю шуй 流觴曲水, «плывущие чаши», описан в поэме Ланьтин 兰亭, «Павильон орхидей», известным китайским каллиграфом IV века Ваном Си Чжи 王羲之.
В период феодальной раздробленности поэтические турниры праздника Шансыцзе были забыты, и к моменту объединению Поднебесной династией Суй в VI веке «плывущие чаши» юйшан полностью вышли из употребления. А спустя 600 лет на волне «обращения к древности» появились фарфоровые и нефритовые эрбэй, которые пользовались большим успехом у аристократии, культурной элиты и ценителей антикварных редкостей. Правда, форма немного изменилась: ушки по бокам стали располагаться вертикально. В наши дни эрбэй на рынке – большая редкость, намного проще увидеть ее на экране в многочисленных костюмированных китайских сериалах.
«Цветочные» пиалы хуабань вань 花瓣碗 появились на самых ранних этапах формирования чайной культуры. Танские были массивные и широкие, составленные четырьмя или пятью лепестками, при Сунах количество лепестков увеличилось до восьми и более. В эпохи Мин и Цин все эти прекрасные представители цветочного семейства пропорционально уменьшились в размерах, сменили название с вань на бэй и в таком виде благополучно переступили порог XXI века.
В период «новейшей чайной истории», инициированный переосмыслением роли чайной культуры и бурным развитием чайной индустрии, появились новые форматы чаепитий и стили заваривания. Разнообразие чайной утвари увеличилось, в том числе и за счет новых форм чайных пиал.
Наверное, самое оригинальное изобретение в части чайной атрибутики ХХ века – это «чайная пара» шуанбэй пиньмин 双杯品茗, в которой пиалу пиньминбэй 品茗杯 дополняет вэньсянбэй 闻香杯, «ароматическая чашка». Парные чаши появились на Тайване в начале 80-х годов и успех их неразрывно связан с модой на стиль гунфуча. Когда стиль гунфу распространился не толь��о на Тайване, но и в континентальном Китае, установить, кто именно стал изобретателем «чайной пары», уже не представлялось возможным. Но по устоявшемуся мнению прототипом формы стаканчика вэньсянбэй послужила японская рюмка для сакэ. Поначалу чайные мастера составляли «чайные пары» из отдельно взятых высоких и низких пиал: высокая долго удерживала великолепный ароматический букет тайваньских улунов, в то время как широкая, открытая форма пиалы для дегустации позволяла любоваться цветом настоя. Да и сам акт переливания из одной чашки в другую добавлял действу церемониальной торжественности. Старейшие «комплекты», задуманные и выполненные именно как чайная пара, появились в 1983 году. Автор одного из них, господин Чжань Сюньхуа 詹勳华, за образец взял знаменитый хуа няо сянбай цин хуа 花鸟甜⽩青花, сахарно-белый фарфор с росписью кобальтом в жанре «цветы и птицы» периода правления Чэнхуа династии Мин, который хранится в Тайбэйском музее Гугун. Вэньсянбэй имеет диаметр 6 см и высоту 4,2 см, а пиньминбэй – диаметр 6,8 см и высоту 2,8 см. Другой мастер, Чэнь Фухань 沉甫翰, примерно тогда же разработал дизайн чайной пары инцин 影青, покрытой голубовато-белой глазурью. В1986 году чайные дома Цзытэнлу 紫藤庐 и Юаньюань 圆缘茶坊 также разработали собственный дизайн и наладили выпуск шуанбэй. Сейчас на рынке представлено несколько вариаций дизайна парных чашек, до сих пор любимых многими чайными мастерами, несмотря на то, что с распространением моды на пуэры стиль гунфуча утратил былую славу, уступив пальму первенства завариванию ганьпао. В шкафу у чайного мастера со стажем обязательно есть чайная пара. Ты не обращаешь на нее внимания – она не обижается, ты вспоминаешь о ней – и она отдает тебе сторицей, возвращая все прошлые чувства и эмоции. Чайный мастер, владеющий стилем гунфуча, будет всегда испытывать к шуанбэй уважение и благодарность.
Очень популярны в наши дни модели, связанные с буддийской тематикой. Появились они на волне «дзенского бума» в странах Запада во второй половине ХХ века. Это, прежде всего, чаньдин бэй 禅定杯, «медитация», прообразом которой стала буддийская чаша для подаяний боюй 钵盂. Альтернативные названия этой формы – лохань бэй 罗汉杯, «пиала архата», и юаньжун бэй 圆融杯 , «гармония». Эти пиалы могут немного различаться пропорциями, но общим для них всех является округлый силуэт, устье лянь коу и слегка выпирающий живот. Такая конструкция долго сохраняет тепло и удерживает аромат.
Название пиалы нуань шоу бэй 暖手杯, «греющая руки», говорит само за себя. Эта большая, округлая, гладкая, приятная на ощупь форма идеально подходит для чаепития в холодную и сырую погоду.
Чжуцзы бэй 竹节杯 или «бамбуковая пиала» в классическом исполнении имеет прямой корпус с одним или двумя рельефными колечками, имитирующими бамбуковые сочленения. Но иногда можно встретить и конический силуэт сечжи фу. Бамбук – неофициальный символ Китая, где произрастает более четырехсот видов этого растения. С древности он служит людям пищей и кровом, материалом для изготовления мебели и водопроводных труб, музыкальных инструментов и бытовой утвари. До изобретения бумаги полоски расщепленного чжуцзы использовались и для письма. С этим растением связано множество народных легенд и чудесных историй, на протяжении всей истории он вдохновлял музыкантов, художников и поэтов.
Дизайн модели сюаньвэнь бэй 玄纹杯, «струнный узор», навеян ритуальными сосудами эпохи Сун. Один из таких предметов сохранился до наших дней и находится в коллекции Пекинского дворца-музея Гугун. Это сюаньвэнь цзун 玄纹樽, чаша для летних жертвоприношений духам предков, которую наполняли вином и ячменем. Сосуд имеет относительно небольшие размеры, его высота – 12,9 см, диаметр устья – 18 см, диаметр донца – 17,8 см. Корпус опирается на три ножки, наружная стенка опоясана по горизонтали рельефными струнным узором по центру, вверху и внизу. Обожженный в печах Жуяо и покрытый нежно-голубой глазурью, этот предмет в свою очередь имитировал бронзовый цзун Ханьской эпохи.
Юноми 湯のみ – японская пиала цилиндрической формы для неформального чаепития, которая в наши дни популярна во всем мире. Существуют парные меото юноми, что означает «молодожены». В таком наборе из двух чашек с одинаковым рисунком, но разных размеров та, что повыше и побольше – это «муж», а меньшая – «жена».
Чашки с ручкой ба шоу бэй 把手杯 – это европейское изобретение. Когда чай из Китая попал в Европу, пили его из китайских фарфоровых пиал, заваривая в исинских чайниках, привезенных на тех же кораблях, что и чай. И даже когда на фабрике в Мейсене в 1710 году начали делать первый в Европе фарфор, чайные пиалы копировали китайские модели без ручек. Поначалу их расписывали золотом, заимствуя орнамент из псевдо-китайских сцен с германских и голландских гравюр конца XVII века, а с 1726 года сюжеты стали многоцветными.
Считается, что идея приделать к китайской пиале ручку принадлежит дизайнеру мейсенской мануфактуры Иоганну Иоахиму Кендлеру, который не ограничился функционалом, но сделал ручку элементом украшения чашки. И произошло это в 1731 году. В Китае ба шоу бэй, чашки с ручкой европейского образца, несмотря на огромное количество чайных сервизов, производимых на экспорт, начиная с XIX века и по сей день, для церемониального чаепития не используют. Керамические заводы, выполняющие внешние заказы, помимо классических европейских открытых чашек с блюдцами, производят заварочные кружки с крышками, представляющие собой нечто промежуточное между чашкой и термосом. В них заваривают чай "на скорую руку". Пару лет назад появились дизайнерские винтажные ба шоу бэй небольшого объема, имитирующие металлические эмалированные кружки ХХ века. Но, конечно, говорить о масштабном производстве дизайнерской продукции не приходится.
Современная классификация чайных пиал учитывает их материал, место изготовления, форму и особенности декора. Название конкретной модели может содержать привязку к мастерской, специфику конструкции и другие характерные черты. Например, Жуяо хайтан бэй 汝窑海棠口 или доули Цзянь чжань 斗笠建盏 и т.д. Но есть модели, разработанные современными дизайнерами, которые можно назвать «новой классикой», например, лохань бэй, пиньмин шуан бэй, чжуцзы бэй и т.д.
Элементы конструкции чашки:
Коу 口, «рот» / «устье» чашки, может быть двух типов: пин коу 平口, ровный, и хуа коу 花口, цветочный. У каждого из этих типов, в свою очередь, существует несколько разновидностей.
Чжи коу 直口 или «прямое устье» – современный дизайн пиал, вдохновленный цилиндрическими силуэтами японских раку-тяван.
Лянь коу 敛口 или «сжатое устье» представляет собой нечто среднее между полусферой и конусом, край слегка загибается вовнутрь. Такая конструкция позволяет дольше сохранять внутри тепло и аромат.
Чан коу 敞口 или «открытое устье» – аскетичный конический силуэт с прямой стенкой, который за сходство с традиционной крестьянской соломенной шляпой получил альтернативное название доули чжань 斗笠盏, «чаша-шляпа». Любопытный факт: в прошлом шляпа не только защищала крестьянина от дождя и солнечных лучей, но и служила мерой веса, так как вмещала строго определенный объем сыпучих зерновых («доу» означает также «ковш»). Форма одновременно лаконичная и изящная, особенно любима теми, кто ценит «мудрость простоты».
Пе коу 撇口 или «изогнутое устье» – конический, открытый силуэт с узким донцем и выгнутым вовне краем. Такая форма подгубника позволяет содержимому пиалы беспрепятственно переливаться в рот. Казалось бы, мелочь, а ведь как приятно пить из такой чашки, особенно, если сделана она из тонкого фарфора! Попробуешь, и уже не захочется выпускать ее из рук.
Шу коу 束口 или «обвязанное устье» классический усеченный конический или слегка скругленный силуэт, главная особенность – зигзагообразный край с выемкой. Появилась эта модель в эпоху Сун, когда чайную суспензию принято было взбивать. Такая форма позволяла избежать случайного расплескивания воды и способствовала образованию пены.
Чунь коу 唇口 или «губы» – дизайн, характерный для широких пиал династий Тан и Сун; возможно, такое утолщение позволяло избежать деформации при обжиге.
Хуа коу 花口или «цветочное» устье включает такие разновидности как хайтан коу 海棠口 или «яблоня», лин коу 菱口 или «водяной орех» и куй коу 葵口 или «мальва», названные по характерной форме цветов этих растений.
Корпус чашки по-китайски называется фу 腹, «живот» или «брюшко». Он может иметь хорошо очерченную талию-яо 腰, как, например, чжэяо бэй, или не иметь ее вовсе, как чаньдин бэй или нуань шоу бэй.
Корпус чашки может опираться непосредственно на донце-ди 底 или иметь ножку-цзу 足. Большинство современных чашек имеют круглую ножку цюань цзу: она красива, удобна и надежна. Вторая по популярности – широкая чан цзу, чуть более сложная в исполнении. В конструкции пин ди ножка как таковая отсутствует: корпус опирается непосредственно на собственное донце. А во цзу внешне замаскирована под стенку. Пиалы с донцем в форме юйби дицзу (диск-би – нефритовый амулет верховных правителей древности) были широко распространены в Танскую эпоху. В последующие периоды конструкция юйби дицзу встречается редко, как и фальшивая ножка цзяцюань цзу, которая отличается от юйби дицзу тем, что не имеет в центре выемки. Они придавали устойчивости широким, открытым танским пиалам, создавая дополнительную тяжесть внизу.
Когда речь заходит о подборе «правильной» пиалы для того или иного вида чая, максимально раскрывающей его вкус и аромат, на первый план выходит функциональная составляющая. Но большинство новичков, не имея достаточного опыта, руководствуются скорее эстетической привлекательностью, личным вкусом. И это абсолютно правильно, ибо по мере освоения чайных премудростей вкус будет развиваться, а коллекция правильных чайных предметов – пополняться. Потому что говорить о «правильных» чайных атрибутах можно только с известной долей условности, принятой в той или иной субкультуре в конкретную эпоху. Однако по мере накопления чайного опыта у каждого из нас формируется собственное понимание того, как любимая пиала влияет на восприятие вкуса и аромата и как другая может свести на нет весь положительный эффект. Нет «неправильных» пиал, использование которых фатально сказывалось бы на свойствах чая или уличало бы обладателя в отступлении от каких-то протоколов и норм. Есть только самые общие принципы, которыми стоит руководствоваться при выборе. На функционал пиалы непосредственно влияют материал, форма и толщина стенок. И для разных сортов чая подходят разные их комбинации. И самое главное: как выбранный здесь и сейчас чай соотносится обстоятельствами места и времени, а также настроением участников.
Если о форме уже было сказано выше, то из материалов самыми подходящими для пиалы являются фарфор и глазурованная керамика. Глазурованная поверхность хорошо удерживает ароматические молекулы чая, позволяя наслаждаться игрой букета, меняющегося по мере остывания пиалы. Стеклянная поверхность обладает теми же свойствами, но эстетическая составляющая стеклянной пиалы, как правило, уступает фарфоровой. Чтобы почувствовать всю прелесть использования нефритовой пиалы, желательно иметь достаточно большой опыт взаимодействия с чаем: влияние этого материала на восприятие вкуса и аромата очень тонкое и поначалу может быть неочевидным.
Чем толще стенки пиалы, тем медленнее будет остывать в ней чай. Кроме того, для многих сортов чая, например хэйча, выдержанного чая, красных и ферментированных улунов температура заваривания должна быть максимально высокой. И если налить такой горячий настой в тонкостенную пиалу, держать ее в пальцах может быть некомфортно. В таком случае лучше воспользоваться глазурованной керамикой. Или выбрать такую форму, держать которую можно долго, не обжигаясь при этом. Например, яшоу бэй или доули чжань.
Для свежих белых и зеленых сортов, возвещающих о приходе весны, которыми так хорошо утолять жажду в летний зной, лучше взять широкую, открытую чашку из тонкого, белого фарфора. Низкая температура воды при их заваривании гарантирует, что вы не обожжетесь. Большая плоскость испарения наполнит воздух вокруг ароматом весенней свежести. Открытая форма позволит любоваться красотой нежнейших зеленых оттенков. Не менее важно и то, что текстура этого великолепного материала подсознательно ассоциируется с тонкостью и легкостью. А тонкость и легкость – это главные отличия зеленых и белых сортов.
В холодную и сырую погоду лучше всего пить лао ча, хун ча или хэй ча из керамической чашки с толстыми стенками и мягкой текстурой: она не обожжет рук, а согреет и передаст им доброе, ласковое тепло. Идеальны для такого случая нуаньшоу бэй или чаньдин бэй.
Для дегустации улунов возьмите чайные пары шуан пиньмин бэй: они специально для этого и были придуманы. Альтернативой могут стать глазурованные или фарфоровые пиалы, форма которых позволяет дольше удерживать на стенках эфирные масла – чжэяо бэй, линдань бэй, шукоу. Чем больше плоскость испарения, тем больше летучих ароматических молекул достанется нашим рецепторам!
И в заключении всем тем, кто дочитал статью до конца, предлагаем, вооружившись теорией, перейти к практике чайных дегустаций, выбрав для этого одну или даже несколько пиал из коллекции нашего интернет-магазина!