Search

Чайный очаг

Лента новостей и медиа 19.02.2021

Чайная церемония в ее классическом варианте предполагает приготовление кипятка на углях. Неспешный, медитативный ритм этого действа и тепло, распространяющееся от очага, объединяют участников, пробуждая в глубинах подсознания каждого из них забытые, спящие контуры. Ведь очаг – древнейший символ семейного уюта и благополучия, сердце любого дома, начало всех начал. Он рождает ощущение безопасности и спокойствия, освещая круг видимого и знакомого, оставляя о отступившем мраке все неясное и загадочное.

                         

 

В японской традиции обязательным элементом чайного домика тясицу является стационарный очаг ро 炉. Месторасположение ро в тясицу определяет размещение хозяина и гостей, всего существует восемь его традиционных локаций хатиро 八炉. Рабочий отсек очага представляет собой топку родан 炉壇 для разведения угля, вмонтированную непосредственно в пол комнаты. Есть два типа ро: сумихицу 炭櫃 и додан 土壇. Сумихицу глубже, чем додан, но в остальном они похожи. Корпус кубической формы обычно изготавливается из кипариса. На четыре верхних угла наклеивается специальная бумага тэнгоцзю 天狗帖, после чего конструкция облицовывается изнутри слоем глины. После облицовки внутренняя площадь составляет 29 кв.см, глубина – около 45 см. Сверху на родан устанавливается декоративный каркас робучи 炉縁 вровень с поверхностью татами. На дно помещают подставку готоку 五徳 и засыпают золу. Очаг ро используют в холодное время года (с ноября по март). Котелок кама ставят на готоку или подвешивают на цепочке, прикрепленной к потолку. В нерабочее время его закрывают деревянной крышкой робута 炉蓋. В подсобной комнате мидзуя в холодное время года топят круглый очаг ганро 丸炉.

 

 

Ритуал разведения огня суми-тэмаэ 炭点前 предваряет символическое очищение очага пером хабуки 羽箒. Затем выкладывается пепел хай 灰, а на него – сосновые угли куро-дзуми 黒炭 разных форм и размеров. Уголь должен быть черного цвета без каких-либо оттенков (коричневый цвет указывает на то, что древесина не была полностью карбонизирована). У каждого уголька свое назначение и место: самые маленькие служат для быстрого подхвата огня, длинные передают пламя более крупным. Белые веточки эда-дзуми 枝炭, контрастирующие с черным углем, служат прекрасным украшением, которым можно любоваться. С краю на горячий пепел помещается щепка ароматической древесины или благовония нэрико.

 

 

В теплое время года (с апреля по октябрь) кипяток готовят на портативном очаге фуро 風炉, в корпусе которого имеется отверстие, обеспечивающее необходимую тягу для горения угля. Фуро могут быть сделаны из керамики или металла, их формы варьируются. Если модель металлическая, котелок кама или чайник тэцубин устанавливают непосредственно на нее, а в керамических используют подставку готоку.

 

 

В Китае, начиная уже с Танской эпохи в арсенале людей культуры имелись небольшие переносные жаровни для чаепитий на лоне природы. В «Чайном каноне» Лу Юй дает подробное описание своей бронзовой жаровни саньцзудин шилу 三足鼎式炉, выполненной в форме древнего треножника и украшенной магическими знаками Огня, Земли и Ветра. Очевидно, что этому предмету отводилась важная роль в церемонии. Жаровне из красной глины хунни лу 红泥炉 посвятит свои строки знаменитый Танский поэт Бо Цзюйи, а Минский Шэн Юн назовет ее «тиглем в форме Небесного свода и квадрата Земли, в сердце которого живет огонь».

 

за последнюю тысячу лет маленькие жаровни из красной глины ничуть не изменились

 

Портативные глиняные чалуцзы 茶炉仔, которые топят древесным углем, и сегодня можно встретить на юге Фуцзяни и на востоке провинции Гуандун, в районе Чаошань. В средней части конструкции чалуцзы установлена решетка, на которую насыпают угли, а ниже находится отверстие для вентиляции. Высота колеблется в пределах 20-30 см. Отверстие-конфорка может быть как ровным – ивэньцзылу 一文字炉, так «трехрогим» – саньфэнлу 三峰炉. Внешний корпус часто украшают «чайные куплеты». Эти печки топят бамбуковым углем чжутань 竹炭. Такой уголь получают путем пиролиза бамбука при температуре от 800 до 1200°C. Это экологически чистый материал, история использования которого в Китае – не только в качестве горючего материала, но и для очищения воды и устранения неприятных запахов – насчитывает более шестисот лет.

 

 

Эпоха Мин принесла в чайную культуру многочисленные новшества, в том числе и элегантные бамбуковые жаровни куцзецзюнь 苦節君. Рабочий отсек такой жаровни представлял собой металлический цилиндр, помещенный в квадратный ящик из прочного древесного бамбука мочжу 毛竹, облицованный изнутри глиной для термоизоляции. Высота печки составляла чуть более 30 см. По форме конструкция напоминала цун 琮, ритуальный предмет древних правителей, символизирующий соединение магических сил Неба и Земли. Описание куцзецзюнь сохранилось в трактате «Ча Пу» 茶谱, составленном в 1440 году принцем Чжу Цюанем 朱权 (17-й сын императора Чжу Юань Чжана, династия Мин).

 

 

В новейшую эпоху, так радикально отличную от всех предшествующих, и чайная атрибутика подверглась поистине революционным изменениям. И в современных реалиях тлеющие угли в чайных очагах – как стационарных, так и портативных – все чаще заменяет электронагревательный элемент. А в Китае для кипячения воды любители чая повсеместно используют портативные электроплитки.

 

 

Этот сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie, для стабильной работы сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете узнать подробнее здесь.