Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню

японские чаши тяван: формы и стили


Становление собственной чайной традиции в Японии восходит к XII веку и на ранних этапах полностью копирует стиль тэнтя 点茶 (японское произношение китайского дяньча) Сунского Китая, воспринятый японцами как совершенный образец для подражания. Взбитый чай входит в повседневную жизнь дзенских монахов и самурайского сословия. Чай и соответствующая утварь экспортируются из Китая. Но уже в XIII веке в префектуре Айти начинается обжиг первых японских тяван. По легенде, Като Широ Кагемаса 加藤四郎景正 (Тодзисиро) в 1220-е несколько лет провел в Китае вместе с основателем дзэнской школы Сото монахом Догэном. Вернувшись на родину он основал мастерскую в Сэто, где наладил выпуск керамики и в том числе тяван по образцу китайских цзянь чжань

сэто-яки тяван история

Хотя японские пиалы формой повторяли цзянь чжань, глины и глазури использовались местные, поэтому готовые изделия отличались от китайских тэнмоку, которые монахи-паломники привозили на остров из Китая. Особенно высоко ценились тэнмоку с масляными пятнами, наподобие Ёхэн 曜変,  которая сегодня является национальным достоянием Японии, а также тяваны «заячий мех» и «перышки куропатки». 

тэнмоку тяван

На пирах у феодалов-даймё, проходивших в атмосфере демонстративной роскоши, на чайных турнирах тотя 闘茶 (аналог китайских доуча) участники соревновались в угадывании происхождения выпитого чая, а победители награждались призами, среди которых было много карамоно. Термин карамоно 唐物 (буквально: «предметы эпохи Тан»), начиная с IX века употреблялся по отношению к свиткам каллиграфии и живописи, керамике и чайной утвари, завезенным в Японию из Китая. Карамоно, несущие на себе отпечаток принадлежности к главному культурному ориентиру, использовались в качестве ценных подарков и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца. Но чем дальше в прошлое уходила эпоха Тан, тем отчетливей проявлялись черты зарождающейся японской чайной традиции.

 

В эпоху Муромати (XIV-XVI вв.) в умонастроениях самурайского сословия усилилось влияние философии дзен-буддизма, а чайный ритуал стал одним из видов духовной практики. Атмосфера шумных пиров и турниров сменилась тишиной кабинетов, оформленных эстетике ваби-саби 侘寂, в рамках которой красота является проекцией особого состояния сознания и может быть увидена в прозаическом и простом, ибо окружающий мир априори одухотворен и прекрасен, и чтобы быть с ним в гармонии, от человека требуется лишь зоркость глаз и чуткость слуха.

павильон додзинсай

чайный павильон Додзинсай в загородном дворце сёгуна Асикага Ёсимаса, выстроенный по проекту дзен-буддийского наставника Мурата Сюко – молчаливый свидетель зарождения японского Пути Чая

В XV-XVI веках мастера чая все чаще отдавали предпочтение корейским чашам, возводя их в ранг мэйбуцу 名物, «предметов с именем», которого раньше удостаивались только карамоно. Кораймоно 高麗物, «изделия страны Корё», не уступали китайским в технике исполнения. Гончарство в Корее в то время было развито очень высоко, керамика и фарфор составляли основу корейского экспорта. Ассортимент корейских тяван значительно расширился благодаря активизации японо-корейской торговли в портах Пусанпхо, Чепхо и Емпхо, а также грабительским набегам японских пиратов в южные районы Корейского полуострова. Переселение в Японию десятков семей корейских гончаров в результате военных походов Тоётоми Хидэёси в XVI веке форсировало бурное развитие японской керамики. Корейцы строили тоннельные печи ноборигама (аналоги китайских лунъяо), где температура достигает 1350°С, что значительно расширило технологические возможности обжига. В дизайне чайной утвари этого периода заметно отчетливое влияние корейского стиля пунчонг 粉靑沙器. 

корай тяван XVI век

Хорай-мисима 彫三島茶碗 тяван с резным орнаментом, XVI век. Кумоцуру 雲鶴写茶碗, тяван «Журавль в облаках» XV век. Хакэмэ-мисима 刷毛目三島茶碗, тяван в технике «мазки кистью», XVI век. Хорай-мисима彫三島茶碗 тяван с резным орнаментом, XVI век. Миёси-кохики 三好粉引茶碗, тяван «Складной веер», XVI век. Хана-мисима 花三島茶碗, тяван с цветочным орнаментом, XVI век.

 

Идо

Самая знаменитая корейская пиала идо 井戸茶碗, что означает «колодец», эволюционировала из обычной плошки для риса. Однако считается, что именно в ней воплощен «дух чая». О происхождении названия «колодец» историки спорят до сих пор. Первое упоминание об идо встречается в 1578 году в дневнике чайного мастера Ябуноути Сова. Немного позднее, в записи за 1590 год, сказано, что мастер Яманоуэ Содзи нашел «лучшую идо в Поднебесной» и она попала в коллекцию военного лидера-кампаку Тоётоми Хидэёси, объединившего Японию. Есть легенда, что Идо – имя воина, который привез десять таких чашек из Кореи и пять из них подарил Хидэёси, а пять – Иэясу, основателю династии Токугава. По другой версии, Идо – японская транскрипция названия местности на юге Кореи, откуда они были вывезены. Возможно также, что Идо было собственным именем одной из пиал, а потом стало родовым обозначением для этой формы. Самая знаменитая идо Кидзаэмон 井戸茶碗 喜左衛門, которая сегодня имеет статус Национального достояния, названа в честь своего первого владельца. По легенде она несла проклятье каждому новому хозяину, которых сменила немало, пока в 1822 году не обрела наконец покой в монастыре Дайтокудзи. 

Дать общее определение классической идо непросто, ибо критерии ее ценности основаны на признаках, с трудом поддающихся формализации. Мастера прошлого видели в ней воплощение силы, одухотворяющей материю, простоту и естественность эстетики ваби, запечатленную в форме динамику вращения гончарного круга и момент «срезания» с него чашки. Если же попробовать абстрагироваться от подобных тонких материй, формальные признаки «правильной» идо следующие. Рокуро-мэ 轆轤目 – рельефные «кольца» на стенках, образованные движением рук мастера во время вращения гончарного круга; число образованных ими секций может составлять от трех до пяти. Такенофуси кодай 竹節高台 основание в форме бамбукового коленца. «Вихрь» удзумаки на внешней части донца.
Углубление тядамари на внутренней стороне донца, куда «стекает взгляд». Сеть мельчайших трещинок-канню 貫入 на поверхности глазури. Кайраги かいらぎ, то есть капли застывшей глазури на кодай-ваки и кодай, поэтично зовущиеся байка-кава 梅花皮, «бутоны сливы». Точки меато 目跡, которые появляются при обжиге, если чаши вставляют одна в другую (имеются далеко не у всех идо). Классический оттенок бива 枇杷 (цвет плодов мушмулы). 

Мастера чая девятнадцатого века выделяли три типа идо: большие о-идо 大井戸茶碗, малые ко-идо 小井戸茶碗 и голубые ао-идо 青井戸茶碗 с фрагментами светло-голубого оттенка, перекрывающими традиционный желтоватый цвет бива. Все Идо-мэйбуцу еще в XVII-XVIII веках были самым подробным образом описаны и занесены в каталоги. Сегодня их славные биографии продолжаются, каждая время от времени принимает участие в торжественных церемониях вне зависимости от того, хранит ли ее музей или частный владелец.

идо мэйбуцу

Имя Цуцу-и-дзуцу 筒井筒 五つに割れ или «пять осколков» дал этой чаше сёгун Тоётоми Хидэёси, потому что она была разбита на пять частей и реставрирована; высота 7,9 см, диаметр устья 14,5 см, диаметр основания 4,7 см; XVI век; хранится в частной коллекции. О-идо Хосокава 大井戸細川 названа по имени первого владельца, даймё Хосокава Тадаоки, полководца Ода Нобунага; высота 9,4 см, диаметр устья 15,8 см, диаметр основания 5,5 см; XVI век. О-идо Кидзаэмон 大井戸喜左衛門; высота 8,9 см, диаметр 15,4 см, диаметр основания 5,5 см; XVI век; национальное достояние Японии, хранится в монастыре Дайтокудзи в Киото. Ао-идо Сибата 青井戸柴田 принадлежала самураю Сибата Кацуиэ, полководцу Ода Нобунага; высота 7 см, диаметр устья 14,6 см, диаметр основания 4,8 см; XVI век, национальное достояние Японии, хранится в художественном музее Нэдзу, Токио. Ко-идо Бомидзу 小井戸忘水 «Вода забвения» принадлежала выдающемуся архитектору и ландшафтному дизайнеру, керамисту и мастеру чая Кобори Энсю 小堀遠州; высота 7,5 см, диаметр устья 14,3 см, диаметр основания 5,2 см; XVI век, национальное достояние Японии, хранится в художественном музее Нэдзу, Токио. Ао-идо Ракуё 青井戸茶碗 落葉 «Опавшие листья»; высота 7,2 см, диаметр устья 14,5 см, диаметр основания 4,8 см; XVI век, хранится в художественном музее Номура, Киото.

 

Раку

И все же, какую бы важную роль ни сыграли в истории чайного ритуала корейские идо, японская традиция во-первых ассоциируются c раку-тяван 樂茶碗. Керамика раку занимает совершенно особое место не только в японской чайной традиции, но и в декоративно-прикладном искусстве Японии в целом. Во второй половине XVI века корейский переселенец Танака Тёдзиро 田中長次郎 основал в Киото гончарную мастерскую. И так случилось, что именно его выбрал Сэн-но Рикю 千利休 (наиболее влиятельный идеолог японской чайной традиции) для реализации своих представлений о том, как должна выглядеть чайная утварь на его церемониях. Рикю участвовал в разработке всех первых моделей тяван, что в конечном итоге стало решающим фактором в формировании национального стиля вамоно和物или, как его еще называют куни-яки 国焼 (буквально: «обжиг внутри страны»). В 1584 г. указом Тоётоми Хидеёси мастерская Тёдзиро получила статус официального поставщика дворца Дзюракудай, резиденции военного лидера страны. Впервые в истории Японии на керамике появляется клеймо: печать «раку» 楽, что означает «радость», с тех пор украшает все изделия гончаров этой династии. 

В XVII веке раку-тяван заняли высшую ступень в иерархии предметов чайной утвари, и обладать им почитал за честь каждый тядзин, мастер чая. Обычной практикой было изготовление чаши по заказу будущего владельца, поэтому при формовке учитывались форма и размер его рук, манера держать чашу и другие нюансы. В качестве сырья использовалась красная глина дзюраку-цути, которую добывали в окрестностях Дзюракудай. Гончар формовал тяван вручную, из целого комка глины, срезая лишнее шпателем и выравнивая стенки ладонями, что придавало изделиям легкую асимметричность и тактильную шероховатость. Впоследствии это стало «фирменным стилем» раку, как и неожиданная легкость изделий при кажущейся их внешней тяжеловесности. После формовки чаши покрывали глазурью – бесцветной, подчеркивавшей изначальный цвет глины, или тэцую, с примесями оксидов железа, придававшей изделию темный цвет. Цветовое деление на красные ака-раку тяван 赤楽茶碗и черные куро-раку тяван 黒樂茶碗 сохранялось на протяжении всей истории мастерской, хотя последующие поколения гончаров использовали и другие глины – белую из Окадзаки, черную из Бидзэн, а также сырье из Фукакуса-Оокамэдани.  

раку тяван

Куро-раку Мукигури 黒樂ムキ栗 «Очищенный каштан» работы Тёдзиро, XVI век; национальное достояние Японии. Омокагэ面影茶碗 тяван «Образ» работы Танака Тёдзиро, XVI век. Ака-раку Муитимоцу 赤樂無一物 «Ничего» мастера Тёдзиро, XVI век, национальное достояние Японии. Куро-раку Аояма 黒樂青山«Чистые горы» мастера третьего поколения династии Раку Доню三代道入, XVII век. Фую-но матсу冬の松 «Зимняя сосна» мастера шестого поколения династии Раку Саню六代左入, XVIII век. Куро-раку Ямадзато 黒樂茶碗山里 «Горная деревня» мастера четвертого поколения династии Раку Итиню 四代一入, XVII век. Ябурэмадо 破れ窓 «Разбитое окно» мастера десятого поколения династии Раку Таню 十代旦入, XIX век. Ака-раку Акиуми赤樂秋海棠 «Бегония» мастера десятого поколения династии Раку Таню 十代旦入, XIX век. Микадзуки 三日月繪黒樂茶碗 «Полумесяц» мастера двенадцатого поколения династии Раку Коню 弘入.

 

Династия Раку сохраняет преемственность на протяжении пятнадцати поколений, каждое из которых привносит в художественную традицию собственный изобразительный язык, отражающий дух своего времени. Интересно, что обжигают чаши в той самой печи, которая была построена в XVI веке. Этот факт является прямым доказательством того, что технология на протяжении последних 430 лет практически не изменилась. 

раку тяван ХХ век

Работы нынешнего, пятнадцатого по счету главы дома Раку, Китидзаэмона 吉左衞門: Якинуки куро-раку тяван Цукиро Акира 焼貫黒樂茶碗月朧明  «Лунный свет», 1989 год, и Рэки-ю раку тяван Рика 皪釉樂茶碗 梨花 «Цветы груши», 1998 год. Ака раку 赤樂茶碗 «Красный Раку», 2002 год, работа Ацуто篤人, сына и наследника Китидзаэмона XV, будущего хранителя традиции.

Популярность раку тяван привела к тому, что в XVIII-XIX веках множество мастерских в Киото и других керамических центрах Японии копировали их. Название раку стало обозначать не только продукцию одноименной печи, но рожденный там стиль. В ХХ веке керамика раку стала известна во всем мире во многом благодаря работе английского керамиста Бернарда Лича, который долго жил в Японии, а вернувшись на родину, открыл керамическую мастерскую, где  воспроизвел изученные там технические приемы и стилистические особенности. 

 


Хаги

Если за пределами Японии именно раку тяван ассоциируется с японской чайной церемонии, то внутри страны это один из лучших, но далеко не единственный художественный стиль. Существует даже поговорка, «Ити Раку, ни Хаги, сан Карацу» 一樂二萩三唐津, что означает «Раку – лучшие, на втором месте – Хаги, а на третьем – Карацу». 

Гончарные мастерские Хаги-яки 萩焼 были основаны тоже корейцами, братьями И Чак Кваном и И Кьёном, под патронажем даймё Мори Тэрумото, который в конце XVI в. получил феод в Хаги (префектура Ямагути) и выстроил замок у подножия горы Сидзуки-яма. Первая печь была возведена к востоку от замка у деревни Мацумото 松本, а спустя полвека была построена и вторая, Фукава в Нагато 深川湯本. Печи обжигали керамику для нужд клана Мори, в том числе и чайную утварь. Изготовленные в XVII веке тяван напоминают знаменитые идо и другие корейские модели, но со временем у мастеров Хаги сформировался собственный стиль, отразивший уже чисто японскую эстетику.

Технология изготовления хаги на протяжении четырехсот лет остается неизменной: чаши делают вручную на гончарном круге и обжигают в традиционной восходящей многокамерной дровяной печи огучи 大口. Сырьем служит смесь трех местных глин: дайдо-цути 大道土, митакэ-цути金峯土 и мисима-цути 見島土. Дайдо добывают в окрестностях Хофу 防府市 префектуры Ямагути, это идеальный субстрат с высокой степенью пластичности и низким коэффициентом деформации. Мисима – красно-коричневая глина, с высоким содержанием железа, ее месторождение находится на острове Мисима, расположенном в Японском море в 45 км от Хаги. Белую миткэ-цути добавляют для повышения вязкости глиняного теста; ее добывают в районе Фукусита福井下, восточном предместье Хаги. Руду измельчают, смешивают, промывают и отфильтровывают несколько раз, часто добавляя древесную щепу, чтобы вызвать подъем менее плотных частиц, в то время как более тяжелые опускаются ко дну. Процесс подготовки глины занимает несколько недель. Сформованную на круге чашу покрывают глазурью и обжигают. 

Текстура обожженной хаги тактильно напоминает человеческую кожу, эффект усиливает нежная полупрозрачная глазурь – сира или бива. В глазури бива 枇杷釉 древесная зола смешивается с полевым шпатом в соотношении 5:5. В процессе восстановительного обжига смесь приобретает светлый оттенок мушмулы. Белую глазурь сира 白萩釉 получают, добавляя в классический рецепт солому. Важной особенностью Хаги является кракелюр канню 貫入 на поверхности глазури. Узор каждый раз неповторим, как отпечатки пальцев, что придает пиале еще одно сходство с человеком. В процессе использования чай проникает в мелкие трещинки, ярче проявляя рисунок. Это называется хаги-но нанабакэ 萩の七化け, «семь изменений хаги».

На первый взгляд тяваны хаги могут показаться слишком простенькими и даже невзрачными, но впечатление это обманчиво. Ведь тяван в японском понимании является не просто чашей, но философским собеседником, и в этом хаги мало кто может составить конкуренцию. Просто голос у нее тихий, и в диалог она вступает не сразу, с каждым последующим чаепитием очаровывая владельца элегантной простотой своей формы, неброским, телесным цветом глазури, тактильной нежностью поверхности и какой-то удивительной человечностью. 

 

хаги тяван история

эволюция хаги: верхний ряд – XVII век, средний ряд – XVIII век, нижний ряд – ХХ век

 

В 30-х годах ХХ века десятый глава мастерской, Мива Кюва 三輪休 (Кюсэцу Десятый 十代三輪休雪) оживил традиционный мир хаги, скорректировав старый рецепт глазури, чтобы получить более чистый оттенок белого. Позднее его младший брат Мива Цзюсэцу 三輪壽雪 (Кюсэцу Одиннадцатый 十一代三輪休雪), вдохновленный заснеженным пейзажем морского берега, создал в высшей степени оригинальную коллекцию они-хаги 鬼茶碗, «призрачную хаги». В 1970 году правительство Японии объявило братьев Кюсэцу живым национальным достоянием.

хаги тяван ХХ век

 

Карацу

Карацу 唐津烧 – собирательное название для более чем двухсот старых печей в городке Карацу префектуры Сага на западном побережье острова Кюсю. Считается, что техники, использованные при создании местной керамики, были импортированы с Корейского полуострова в XVI веке, хотя история гончарного дела началась здесь задолго до этого. Изначально в Карацу обжигали утварь для повседневного использования, специализация на чайных принадлежностях началась в XVII веке. Открытие  месторождений каолина и запуск фарфорового производства, а также большое количество мастерских и разнообразие стилевых особенностей сильно поспособствовали тому, что название городка стало нарицательным для изделий местного гончарного промысла. Общими моментами в контексте чайной утвари являются местная глина с высоким содержанием песка и оксидов железа, которая при обжиге приобретает темный оттенок, а также формовка на гончарном круге с последующей ручной доработкой и обжиг в восходящей печи ноборигама

 

Разновидности стиля карацу

ао карацу тяван

Ао-карацу 青唐津 – «зеленые» тяван, покрытые пепельной глазурью кай-ю 灰釉 с зеленым оттенком, были очень популярны в период Эдо.

 

э карацу тяван

Э-карацу 絵唐津 – лаконичная роспись краской на основе оксидов железа под полупрозрачной глазурью добай 土灰釉 («глазурь древесной золы») пепельно-серых или молочно-белых оттенков.

 

тёсэн карацу тяван

Тёсэн-карацу 朝鮮唐津 – усовершенствованная корейская техника «тёсэн», принцип которой заключается в смешивании контрастных глазурей.

 

мадара карацу тяван

Мадара-карацу 斑唐津 – естественный узор потеков непрозрачной молочно-белой глазури на неровностях глиняной поверхности.

 

мисима карацу тяван

Мисима-карацу 三島唐津 – оригинальная корейская техника тиснения-резьбы с белым ангобом и полупрозрачной глазурью.

 

кохики карацу тяван

Кохики-карацу 粉引唐津 – техника погружения заготовки из темной глины в густой белый ангоб, после чего заготовка просушивается, покрывается прозрачной глазурью и обжигается; в процессе обжига в некоторых местах ангоб отслаивается и обнажает темный глиняный остов, так называемый «очаг огня» 火間.

 

хори карацу тяван

Хори-карацу 彫唐津 – резная карацу.

 

хакэмэ карацу тяван

Хакэмэ-карацу 刷毛目唐津 – техника нанесения молочно-белой глазури свободными, широкими, нарочито небрежными мазками.

 

дзякацу карацу тяван

Дзякацу-карацу 蛇蝎唐津 – «змеиная» техника нанесения двух видов глазури один поверх другого (внизу темная, на основе оксидов железа, а сверху светлая, на основе смеси соломы и полевого шпата), благодаря чему в процессе обжига достигается эффект «змеиной кожи». 

 

Сино

Сино тяван 志野茶碗 впервые упоминается в дневниках чайных мастеров Цуда Сюгю 津田宗及茶湯日記 и Имаи Сюко 今井宗久茶湯書抜 (оба проводили церемонии для верховных правителей Японии – Ода Нобунага и Тоётоми Хидеёси). В период с 1553 по 1586 год записей о таких церемониях насчитывается более 200.  Керамические изделия, покрытые глазурью сино 志野釉 появились в XVI веке в печах Сэто-яки 瀬戸焼 и Мино-яки 美濃焼 (префектура Гифу). Основу этой глазури составляет полевой шпат (60-80%), делавший ее молочно-белой, вязкой и мало-прозрачной. Из-за высокого содержания оксидов металлов в местной глине при обжиге на поверхности проступает естественный узор из красноватых пятен, придающий изделиям особый шарм. Период расцвета такой керамики пришелся на XVII век, но в эпоху Мэйдзи сино были преданы забвению вплоть до 40-х годов ХХ века. Сегодня сино – это общий термин для обозначения семейства керамических глазурей – непрозрачных, с нежным атласным блеском, цвет которых варьируется от молочно-белого до кремово-оранжевого, иногда с серыми пятнами. Приметами сино являются также пористая текстура «апельсиновой кожи», темные пятна, появляющейся вследствие улавливания углерода в процессе обжига, а также «огненные глаза» – просветы обнажившегося глиняного тела. 

 

Разновидности стиля сино

ака сино нэдзуми сино тяван

Самыми аутентичными являются красные ака-сино 赤志野, «алые сино», и серые нэдзуми-сино 鼠志野,  «мышиные сино», технология изготовления которых имеет статус культурного наследия префектуры Гифу. При их изготовлении на заготовку наносят слой пигмента ониита鬼板と (разновидность лимонита), затем изделие гравируют, частично снимая этот слой, покрывают «фирменной» полу-прозрачной глазурью и обжигают. В зависимости от условий восстановительного обжига глазурь приобретает серый или красноватый оттенок.

 

мудзи сино

Мудзи-сино 無地志野 или «простой» сино, покрытый глазурью без росписи и иных украшений.

 

э сино тяван

Э-сино絵志野 «расписной сино», подглазурная роспись выполняется краской на основе оксида железа, глазурь сино.

 

курэнай сино тяван

Курэнай-сино 紅志野 или «красный сино», в глазурь добавляют оксид железа.

 

нэриагэ сино тяван

Нэриагэ-сино 練り上げ志野 или «мраморный сино» покрывают глазурью, смешанной с красной и белой глиной.

 

Орибэ

Орибэ – еще один стиль, ведущий свое начало из гончарных печей в Мино, названный в честь мастера чая Фурута Орибэ 古田 織部. Если Сэн-но Рикю, непосредственно принимавший участие в разработке моделей тяван, выбрал в качестве исполнителя гончара Тёдзиро из Киото, то его знаменитый преемник, тядзин Фурута Орибэ заказывал утварь для своих церемоний по собственноручно сделанным эскизам мастерам в Сэто и Мино. В высшей степени оригинальный, авангардный для своего времени творческий почерк этого мастера читается во всем – от смелого смешения красок и абстрактных орнаментов до асимметричных и даже намеренно искривленных форм. 

 

Разновидности стиля орибэ: 

ао орибэ

Ао-орибэ 青織部 или зеленые орибэ наиболее репрезентативны и часто ассоциируются со стилем орибэ как таковым. В процессе изготовления на сухую заготовку, полностью покрытую белым ангобом тёсэки 長石, частичным погружением наносят зеленую глазурь року-ю 緑釉, в состав которой входит сульфат меди. Фрагменты поверхности, оставшиеся белыми, украшают абстрактными орнаментами или природными мотивами. К «зеленой» разновидности относится и монохромный со-орибэ 総織部, когда зеленая глазурь полностью покрывает изделие. 

 

куро орибэ тяван

Черный орибэ может быть двух типов – орибэ-гуро 織部黒 и куро-орибэ 黒織部. Угольно-черная керамика в мастерских Сэто появилась в конце XVI века, в период Тэнсё, поэтому ее иногда называют черная тэнсё. Заготовки изделий покрывали глазурью с высоким содержанием оксида железа и обжигали при температуре 1150°С, а затем быстро охлаждали, в результате чего и достигался такой глубокий черный цвет и глянцевый блеск. Этот технический прием был использован гончарами, работавшими с Фурута Орибэ. От сэто-гуро тяваны орибэ-гуро отличает характерная форма куцу-гата 沓形. Способ нанесения глазури был также несколько усовершенствован. Ее стали наносить на предварительно ангобированную поверхность таким образом, чтобы оставлять неокрашенные пространства, которые могли быть заполнены рисунками или орнаментами. Так появились «черно-белые» куро-орибэ

 

наруми орибэ тяван

Среди других разновидностей наруми-орибэ 鳴海織部 – самый декоративный. На заготовку из красной глины белым ангобом и краской онита 鬼板 на основе оксида железа наносится рисунок. Затем заготовку покрывают глазурями – зеленой, на основе оксида меди, и прозрачной, с добавлением полевого шпата. Зеленая глазурь в таком случае покрывает белые участки, а прозрачная – красную глину, в результате все цвета получаются живыми и яркими. 

 

ака орибэ тяван

Нарядный ака-орибэ 赤織部 или красный орибэ – это идеальный баланс между живостью и изысканностью. Для его достижения заготовку из красной глины, добытой в Наруми, декорируют белым ангобом и темно-коричневым орнаментом, после чего покрывают тонким слоем прозрачной глазури и обжигают.  

 

сино орибэ тяван

Сино-орибэ 志野織部 объединяет черты, присущие стилями сино и орибэ. В течение XVII столетия, в то время как все новые и новые печи в Сино переориентировались на выпуск авангардной керамики, другие продолжали обжигать посуду по старым образцам. Так появился стиль, представляющий собой нечто среднее между сино и орибе, который существует и поныне. Характерными признаками является молочно-белая глазурь и подглазурная роспись онита, а также полное отсутствие типичной для сино красной гаммы. Кроме того, глазурь наносится более тонким слоем. 

 

Разновидности классических форм

Впечатляющее многообразие моделей тяван сформировалось еще в конце XVI века и было обусловлено предпочтениями чайных мастеров. Большинство форм восходят к китайским прототипам, но именуются зачастую иначе, кроме того, есть и оригинальные японские дизайны. 

гоки-гата тяван

комогай-нари тяван

амикаса тяван

Тенмоку-гата 天目型  или «глаз неба» – старейшая форма, как уже было сказано выше, пришедшая из Китая. Формы идо, гоки, амикаса и комогай пришли из Кореи. Название гоки-гата 呉記型 изначально относилось к корейским  храмовым пиалам, у которых имелось несколько сходных между собой разновидностей. Комогай-нари 熊川形 происходит от названия корейского порта, поставлявшего такой тип пиал; отличительной особенностью является отогнутый ободок, поэтому другое название формы хатадзори-гата 端反り型. Амикаса 編笠, пиала в форме соломенной шляпы с неровными краями, которые, как считается изначально были следствием деформации в процессе обжига, а затем, когда чайные мастера стали ценить их, производились такими намеренно в мастерских Карацу, Сэто и Хаги. 

 

ва-нари тяван

ван-нари тяван

Ва-нари или тэцубати 鉄鉢形 – округлая форма, прообразом которой является металлическая чаша для подаяний, атрибут буддийских монахов («тэцубати» значит «металлическая»). Близкая по дизайну и духу ван-нари 椀形, «деревянная плошка», повторяет форму обычной плошки для риса или похлебки. 

 

цуцу-гата тяван

хан-цуцу гата

додзимари-гата тяван

Высокие «зимние» формы – цилиндрическая цуцу-гата 筒型, полуцилиндрическая ханцуцу-гата 半筒型, «кедр» суги-нари 杉形, «подпоясанная» додзимари-гата 胴締. 

 

хира-гата тяван

куцу-гата тяван

Летом предпочтение обычно отдают «ровной» 平形 хира-гата, альтернативное название которой – нацу 夏茶碗, то есть «летняя», и куцу-гата  沓形 то есть «ботинок».

 

хиссэн-гата тяван

момо-гата тяван

Существуют и менее распространенные формы, своим происхождением обязанные различным предметам – «полоскательницы для кистей» хиссэн-гата 筆洗形, «лошадиное корыто» бадарай 馬盥, «кубок наездника» бадзёхай 馬上盃, «персик» момо-гата 桃形, «песчаная чаша» (форма гнезда моллюска тамагай) сухама-гата 砂浜形, а также геометрические – треугольная санкаку 三角形 и квадратная сихо-гата 四方形.

 

Выбор тяван зависит от того, является ли церемония официальной, син 真, формальной, гё  行, или неформальной, су 草. Среди официальных самые известные – тэнмоку тяван 天目茶碗 и идо тяван 井戸茶碗, которые имеет статус Национального сокровища Японии. Церемонии син с их участием проходят и в наши дни, при этом их используют в сопровождении большой переносной полки дайсу 台子 и блюдца тэнмоку дай 天目台. На неформальных церемониях мастера чая отдают предпочтение простым и удобным моделям, отвечающим их личным предпочтениями. 

Внимательный осмотр тяван является важным этапом в классическом чайном действе, от которого участник получает большое эстетическое удовольствие. Принимая во внимание особый порядок осмотра, сначала поставьте чайную чашу перед собой, напротив коленей, чтобы оценить красоту формы в целом. Затем осторожно возьмите ее в руки, чтобы почувствовать вес, разглядеть внутреннюю и внешнюю поверхности, глазурь и орнамент. Осторожно придерживайте край, чтобы не пролить остатки маття (но так, чтобы не направлять внутреннюю полость к соседу справа). Затем переверните, чтобы рассмотреть ножку и донце. Ценность тяван во многом определяется и мастерством гончара, и эпохой создания, и именами ее прежних владельцев. Очень важна уместность выбора именно этой чаши для этого конкретного чаепития – ее гармония с другими элементами чайной утвари и убранством пространства, заданной темой и участниками. 

 

тяван конструкция элементы

до 胴 – корпус

коси 腰 – талия

高台 кодай ножка (буквально: «платформа», «холм», «возвышение»)

микоми 見込 –  внутренняя полость 

кути дзукури 口造 – край или ободок (его форма, толщина и другие особенности влияют на ощущения от чая)

тякин дзури 茶巾摺 – полоса чайной салфетки, область, которая становится отполированным после многих лет протирания салфеткой тякин. Если пиала новая, обратите внимание, что глазурованная поверхность должна быть достаточно гладкой, чтобы салфетка не цеплялась за нее.

тясэн дзури 茶筅摺 – область, которой касается чайный венчик тясэн, во время взбивания чайного порошка, хранит легкие следы этих прикосновений; у старинных тяван глазурь здесь может быть совсем стёрта.

тядамари 茶溜り– углубление на внутренней поверхности донца, куда стекаются остатки маття

кодай ваки 高台脇  – нижняя область корпуса-до, там где он смыкается с кодай

кодай ути  高台内 – внутренняя область кодай

хонэ цуки 骨付き  плоскость соприкосновения ножки с поверхностью

 

Кодай

Знатоки японских чайных пиал придают огромное значение тому, как выполнен кодай, ведь помимо чисто утилитарной функции обеспечить устойчивость, он несет в себе и эстетическую нагрузку. Общее впечатление от тяван во многом зависит именно от того, насколько оригинально и вместе с тем гармонично вписывается кодай в общий силуэт. По типу изготовления кодай может быть выполнен на гончарном круге или вручную, а может быть вылеплен отдельно и затем присоединен к телу-до. Что касается разновидностей форм кодай, то их насчитывается изрядное количество.

 

ва-кодай тяван

ва-кодай 輪高台, «колечко», простая форма с прямой или округлой стенкой. поверхность хонэ-цуки может быть ровной или со снятой фаской, в последнем случае это дзяномэ-кодай 蛇の目高台, «змеиный глаз».

 

микадзуки кодай тяван

микадзуки-кодай 三日月高台, «полумесяц» 

 

нидзю-кодай тяван

нидзю-кодай 二重高台, «двойное основание» с выемкой, характерно для изделий сино и орибэ

 

бати-кодай тяван

бати-кодай 撥高台 (бати 撥 – медиатор для игры на сямисэне)

 

гокэдзоко кодай тяван

гокедзоко-кодай 碁笥底高台, форма чаши для камней го

 

кугибори кодай тяван

кугибори-кодай 釘彫高台, «гвоздь» (отметина, похожая на след, оставленный гвоздем)

 

такэнофуси-кодай тяван

такенофуси-кодай 竹節高台, «бамбуковое коленце»

 

сакура кодай тяван

сакура-кодай 桜高台, «цветок сакуры»

 

сихо-кодай тяван

сихо-кодай 四角高台, четырех-сторонний

 

вари-кодай тяван

вари-кодай 割高台, кодай с засечкой (засечек может быть несколько)

 

кири-кодай тяван

кири-кодай 切高台, кодай с выемкой (подвиды этой формы – кириитимондзи 切一文字高台, кодай с длинной выемкой, и киридзюмондзи 切十文字高台, кодай с крестообразной выемкой)

 

кайдзири-кодай тяван

кайдзири-кодай 貝尻高台, «спираль»

 

удзумаки кодай тяван

удзумаки-кодай 渦巻高台, «водоворот» со множеством витков

 

токин кодай тяван

токин-кодай 兜巾高台, «шлем» 

 

тиримэн кодай тяван

тиримэн-кодай 縮緬高台, «сморщенная ткань»

 

Томобако

Хранят тяван в специальном ларце-томобако 共箱, что само по себе не является чем-то исключительным: японцам свойственен крайне трепетный подход к упаковке и хранению всех без исключения ценных предметов утвари, фамильных реликвий и произведений искусства. Традиционным материалом для их изготовления служит древесина павлонии, но иногда используются и более ценные породы и даже лаковое покрытие. Томобако для особо ценных тяван могут сами по себе представлять произведение искусства. Для большей сохранности томобако перевязывают тесьмой санада-химо 真田紐. На стенках ларца записывается основная информация о предмете, имена владельцев и другие важные факты его «биографии».

томобако

 

 

Рассказать друзьям
Комментарии
Пока нет ни одного комментария