Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню
This site uses cookies to offer you a better browsing experience.

You can review our Cookie Policy and Privacy Policy (which are parts of our User Agreement), accept usage of all cookies on our website, view the list of cookies and manage whether you accept usage of specific cookie groups or only necessary cookies under Cookie Settings.

User Agreement
Cookie Settings
Accept All Cookies

Necessary cookies

Cookies that we use to store various session data like user's cart contents, whether user is logged in or not, preferred currency, the acceptance of various types of cookies.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services. They are strictly required for our site to work properly.
Show cookies list

Maintenance cookies

Cookies that we use to enhance user experience like switching mobile and desktop versions on mobile devices.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services.
Show cookies list

Statistics cookies

Cookies that store impersonal user data to track user activity within our website via third party statistics services.
We use such services to analyze our website performance and enhance overall user experience.
Show cookies list

Third party cookies

Cookies that store various settings and user preferences over third party services i.e. embedded YouTube videos and are required for them to work properly.
If not accepted, such services will be unavailable within our website.
Show cookies list

Manage your cookie settings

You can either delete cookies from our website by changing your cookie preferences in this settings section, or by deleting cookies data in the specific browser.

If you accept our cookie settings and dismiss this settings section you can always manage these settings again by clicking on "Manage cookie settings" link under "Support" section in our website's footer section.
Show instructions

Accept necessary cookies only
Accept selected cookies

Сосуды для кипячения воды


Если следовать исторической логике развития чайной традиции, то древнейшим сосудом для приготовления чая был металлический котел, в котором готовили чайный отвар. К концу первого тысячелетия нашей эры, когда способ употребления чая с варки листа сменился взбиванием чайного порошка, в таких котлах стали готовить кипяток для заваривания. В Японии этот ритуал сохранился до наших дней в неизменном виде. Несмотря на все те плоды, которые принес нам научно-технический прогресс в части обустройства быта, японцы с завидным постоянством разводят огонь и медленно греют воду в котелке-кама , прислушиваясь к потрескиванию углей, в ожидании мацукадзэ 松風, «шума ветра в соснах» над кипящей поверхностью.

 

Кама 釜 по-японски означает «металлический горшок» или «котелок». Котелок, который используется в рамках классической церемонии, правильно называть тягама 茶釜 или тяноюгама 茶湯釜, но очень часто термин сокращают до кама. Эволюционировав из горшков для приготовления риса и похлебки в эпоху Муромати, кама вошли в число важнейших атрибутов церемонии тяною. В XVI веке были основаны первые семейные кама-ши 釜師, мастерские по их производству в районах Тикудзэн Асия 筑前芦屋, Тэнмэй 天明町 (в наст.время район Кумамото) и в Киото. Ремесленные династии Ёдзиро Цудзи 辻与次郎, Нагоси 名越家, Нисимура 西村家, Ониси 大西家 и другие находились под защитой сёгунов, влиятельных генералов и чайных мастеров. Кама изготавливались на заказ, с учетом пожеланий будущего владельца. Некоторые династии литейщиков преуспевают и по сей день, сохраняя преемственность.

 

синнари-кама из мастерских Асия, XV век; Токийский национальный музей

 

Традиционная технология отливки чугуна требует мастерства, времени и терпения: процесс состоит из более чем ста этапов. Сначала необходимо специальным образом подготовить железную руду, от качества которой напрямую будут зависеть потребительские свойства будущего изделия. Лучшим для изготовления тэцубинов и тягама считается чугун масаго вадзуку 真砂和銑 и акамэ ввадзуку 赤目和銑. Во время промышленной революции XIX века получила широкое распространение руда ёдзуку 洋銑, но качество изделий из нее ниже.

Следующий важный этап – изготовление формы-болванки из смеси глины и речного песка. Такая форма состоит из двух частей: верхней и нижней. При этом каждая форма уникальна: ее используют только один раз, а на изготовление может уйти несколько недель. На внутренней стенке формы наносится рельеф – «классический» кама-хада 釜肌, «земляная кожа» хики-хада 挽肌, гладкая «кожа сома» намадзу-хада 鯰肌, «песок» суна-хада 砂肌, «шелк» кину-хада 絹肌, «грубый» арэ-хада 荒肌, «снег» мидзорэ 霙, «кожура помело» юдзу-хада 柚肌, «кожура мандарина» микан-хада 蜜柑肌, «кожа груши» наси-хада 梨肌, «мазки кисти» хакэмэ-хада 刷毛目肌, «гнезда» су-хада 巣肌, «зодиак» судза 擂座и т.д. У каждого мастера свой особый стиль тиснения.

 

Когда форма готова, в нее заливают расплавленный чугун и ждут, пока он остынет и затвердеет. По истечение суток (или более) будущее изделие извлекают из формы и подвергают последующей термообработке на дровах, покрывают лаком уруси 漆 или железной стружкой охагуро 鉄漿 и еще раз обжигают. После этого финального обжига поверхность котелка очищают при помощи небольшого острого молоточка.

Для крышки делается отдельная форма, после обжига ее покрывают лаком. Съемные ручки-кан 鐶 не отливают, а куют. Внутри они полые, с отверстиями для отвода тепла.

Два основных типа кама – для стационарных печей ро и портативных фуро – имеют внутреннюю классификацию по району происхождения, форме, рельефу и мастерской. На данный момент  насчитывается более 50 классических дизайнов кама, получивших название по форме корпуса, строению горловины, плеч или крыла, по имени мастера или владельца.

                                

крышка фута 蓋, ножка дза 座, ручка крышки цумами 摘み; горловина кути 口 / кути-дзукури 口造り; ушки-держатели канцуки 鐶付; плечо ката 肩; крыло хана 羽; корпус до 胴; донце соко 底, литник угути 湯口.

 

Форма корпуса до 胴 задает силуэты кама – круглый мару 丸, правильный син 直 или барабан ко 鼓  и их многочисленные разновидности: синнари 真形, кириай 切合, нокацуки 箆被, сирихари 尻張, отогодзэ 乙御前, футон 布団, нодори 尾垂, итимондзи/наоха 一文字/直羽, хаоти 羽落, кэсэцу 毛切, садзику-гама 車軸釜, токэн-кама 唐犬釜, кабуто-кама 兜釜, ментори 面取 и т.д.

кама-синнари с узором «сосны на морском берегу»

 

В центре крышки-фута 蓋 на ножке-дза 座 располагается держатель-цумами 摘み, выполненный либо из того же материала, что и крышка, либо из сплава разных металлов, меди или серебра. Цумами может быть как литым, так и кованым, но обязательно полым внутри с отверстием для отвода тепла. Разнообразие вариаций впечатляет – кодзи柑子, кутинаси 山梔子, слива умэ 梅, хризантема кику 菊, тыковка танбё 箪瓢, шелковичный кокон маю 繭, многогранник кирико 切子, колечко каки-татэ-кан 掻立鐶 и другие. Дизайнерские решения крышки также вариативны – кику-фута 掬蓋, итимондзи-фута 一文字蓋, мори-фута 盛蓋, кэймэй-фута 恵明蓋, какэго-фута 掛子蓋, го-фута 茫蓋 и т.д.

крышку-фута украшает держатель умэ-цумами в форме цветка сливы

 

Горловина, как правило, имеет округлую форму, но при этом может приподниматься на невысокой шейке, как например в моделях татэ-гути 立口, котики-гути 甑口 или дзю-о-гути 十王口, а может быть слегка «утопленной», как, например яхадзу-гути 矢筈口, уба-гути 姥口и хиро-гути 広口, или составлять с плечом ровную линию, как ва-гути 輪口. Горловины квадратной формы ёмо-гути 四方口 или сложной «цветочной» формы ринга-гути 輪花口 встречаются, но редко. Плечо ката 肩 может быть округлым мару-ката 丸肩, ровным ката-цуки 肩衝, покатым нагэ-ката 撫肩, высоким какусю 鶴首 (буквально: «журавлиная шея») или составлять единое целое с корпусом, как у фудзи-гама 富士釜. На стыке между донцем и корпусом находится крыло хана羽. В центре донца соко底находится зона литника угути 湯口, через который в форму заливали чугун. Ручки кан 鐶 используются для переноски и/или подвешивания котелка над очагом ро. Как альтернативный способ поддержания кама над источником огня используется штатив готоку 五徳.

 

фудзи-гама, современная работа

 

И все же кама, которые ассоциируются с официальной церемонией, за пределами Японии практически никому не известны. Чего нельзя сказать о другом типе чугунных сосудов для приготовления кипятка, тэцубинах 鉄瓶, которые можно встретить в арсенале любителя чая в самых разных странах мира. Историческое происхождение тэцубина доподлинно не установлено, но, вероятно, прообразом его были чугунные тэдоригама 手取釜, упоминания о которых встречаются в чайных записках эпохи Муромати. Эти небольшие оловянные котелки с носиком и тремя маленькими ножками использовали во время летних неформальных чаепитий на природе. Однако всенародная любовь, следствием которой стало широкомасштабное производство, пришла к тэцубинам только в эпоху Эдо как следствие распространения моды на чаепитие сэнтя. Если церемония тя-но-ю была уделом самурайского сословия и знати, то заваривание рассыпного чая стало неотъемлемой частью народной культуры, доступной всем без исключения слоям японского общества. Популярность тэцубинов не ограничивалась границами Японии – сотни мелких семейных мастерских и больших фабрик, расположенных в Киото, Осака, Сига, Канадзава, Такаока и Эдо экспортировали их на Запад. К сожалению, с течением времени большинство из них прекратили свое существование.

 

На сегодняшний день лучшими по мнению коллекционеров и искусствоведов признаны тэцубины из региона Тохоку, известные под собирательным названием нанбу тэкки 南部鉄器: из Мориока 盛岡, Мидзусава 水沢 (префектура Иватэ) и Ямагата 山形  (префектура Ямагата). По легенде, история чугунных изделий нанбу тэкки началась в начале XVII века, когда лидер военного клана Тосинао Нанбу построил замок в Мориока. В окрестностях замка располагались большие залежи железной руды, и новый феодал взялся за развитие литейного дела. Для реализации своих амбициозных планов он пригласил к себе лучших в стране мастеров чугунного литья Судзуки 鈴木, Кодзуми 小泉, Арисака 有坂 и Фудзита 藤田, которые и заложили основу будущего производства. Тягама и тэцубины, отлитые в новых кузницах при замке Мориока преподносились в качестве дара в сёгунат Токугава.

тэцубин из мастерских Фудзита

 

В мастерских расположенного на юге префектуры Иватэ городка Мидзусава, находящихся под покровительством клана Фудзивара, также было развито литейное дело, но специализировались они на изготовлении оружия и кухонной утвари. Только в эпоху Эдо в ассортимент был добавлен и тэцубин. Что касается чугунных изделий Ямагата, то там художественная традиция сформировалась под влиянием киотского стиля литья, для которого характерны простая текстура «песчаной кожи», рельефная резьба и инкрустация серебром гиндзоган 銀象嵌.

тэцубины нанбутэкки гиндзоган из Ямагата

 

Сегодня нанбу тэкки – это оригинальная техника чугунного литья тэцубинов, позволяющая достичь толщины стенки изделия всего 2-2,5 мм (против обычных 3-5 мм), за счет чего общий вес его значительно снижается. Принципиальной особенностью техники является и «активизация» тецубина повторным дровяным обжигом, в процессе которого окись углерода забирает кислород с поверхности, восстанавливая железо с Fe3+ до Fe2+. Индикатором активизации служит серо-голубой цвет, типичный для восстановленного железа.

Изготовление тэцубина ничем принципиально не отличается от изготовления тягама, за исключением, разве что, подготовки дополнительной формы для отливки носика, которая присоединяется к отверстию в главной болванке. Форма может быть сделана из глины или из песка, смешанного со связующим компонентом и плотно спрессованного. Техника нанесения рисунка на формы различается в разных школах, но в любом случае это очень трудоемкая работа.

тэцубины, сделанные при помощи одноразовых форм

При ручной отливке используют глиняные формы. В зависимости от категории качества будущего тэцубина их жизненный цикл может составлять от одного до нескольких десятков раз: с каждым разом рельеф на шаблоне все больше сглаживается, линии теряют четкость. Многоразовая песочная форма предназначается только для штампованной бюджетной продукции.

тэцубины, сделанные при помощи многоразовых форм

 

Классические формы моделей вариативны, но чаще других можно встретить аутентичную нанбу-гата 南部形, круглую мару-гата 丸形, «подушку» футон-гата 布団形, «нефритовую счетную бусину» сан-дама-гата 算玉形, «финик» нацумэ 棗形, сэн-доан-гата 千道安形 (тэцубин такой формы был у мастера чайной церемонии Сэн-но Доана, старшего сына Сэн-но Рикю), «фруктовую» кадзицу-гата 果実形, и «гору» яма-гата 山形.

 

 

Разнообразие рисунков рельефа исчисляется сотнями, но сводится к следующим основным типам: град арарэ 霰, текстуры хада 肌, цветочные и растительные орнаменты (хризантема кику 菊, слива умэ 梅, сосновые иглы мацуба-мон 松葉紋, сакура 桜, бамбук такэ-мон 竹紋 и др.), изображения животных (лошади умадзи-мон 馬地紋 и др.) и пейзаж.

 

Среди них град, как самый популярный, имеет внутреннюю классификацию в зависимости от размера: «стандартный» фуцу арарэ 普通霰, средний цю арарэ 中霰, черепаший панцирь кикко 亀甲 и крупный они-арарэ 鬼霰.

они арарэ тэцубин, нанбутэкки

 

Традиционно чугунный тэцубин используют во время упрощенной церемонии рякубон 略盆 (на подносе) и при проведении классической церемонии на открытом воздухе, но наиболее привычное его применение - при неформальном, «домашнем» заваривании рассыпного чая. Тэцубин задает чайному действу неспешный, плавный ритм. Необычный дизайн привносит в атмосферу чаепития элемент экзотики. Кроме того, во время кипячения в воду попадает некоторое количество железа, что обогащает ее минеральный состав, а в Японии считают, что такая вода не только полезна, но отличается мягкостью и особенно хорошо раскрывает вкус чая.

Эксплуатация чугунной утвари вообще и тэцубина в частности имеет свои особенности. Поэтому, чтобы этот замечательный инструмент радовал вас долгие годы, необходимо соблюдать следующие простые правила.

Перед началом эксплуатации рекомендуется несколько раз вскипятить в тэцубине воду не для питья, а «вхолостую», чтобы избавиться от возможного остаточного запаха чугуна.

Никогда не ставьте тэцубин с холодной водой внутри сразу на сильный огонь: поднимайте интенсивность нагрева постепенно. Во время чаепития следите, чтобы внутри тэцубина оставалась вода, иначе он рано или поздно треснет. Микро-трещины могут возникнуть и из-за внезапной усадки чугуна, если добавить холодную воду в пустой раскаленный тэцубин. То есть, пока тэцубин находится на огне, он обязательно хотя бы на треть должен быть наполнен кипятком.

Со временем на внутренней поверхности может появиться ржавчина и желтоватый налет минеральных отложений. Однако это абсолютно естественное изменение. Японцы никогда не соскабливают их и даже очень ценят в долгосрочной перспективе как проявление ваби-саби.

Тем не менее, оставлять остывшую воду в тэцубине категорически не рекомендуется. Сразу после использования его необходимо опорожнить и протереть мягким полотенцем досуха: с теплой поверхности остатки влаги быстро испарятся. Храните тэцубин в сухом месте.

В наши дни в продаже можно найти альтернативные модели, покрытые изнутри эмалью или глазурью – как японского, так и китайского производства. Такие не ржавеют. Однако, несмотря на внешнее сходство, это уже не традиционный тэцубин, а лишь стилизованный чугунный эмалированный чайник. Тэцубин внутри может быть либо покрыт лаком уруси 漆, либо вовсе не иметь покрытия.

 

                                           

 

В Китае традиционным инструментом для приготовления кипятка является глиняный чайник шаошуйху 烧水壶. Лучшими из всех возможных по праву считаются шаошуйху из исинской цзыша, а также чаочжоуские чаошань шадяо 潮汕砂铫 с боковой ручкой и белые глазурованные байю таоху  白釉陶壶, сделанные на Тайване или в мастерских Цзиндэчжэня. Толстые стенки и донце таких чайников равномерно распределяют жар огня, вода в них медленно нагревается и долго не остывает. Как и тэцубин, глиняный чайник тренирует тонкое внимание, побуждая все стадии кипения определять на слух, ориентируясь на звуки, издаваемые водой внутри. Рекомендации по использованию шаошуйху в целом такие же, как для тэцубина: следить за тем, чтобы при нагревании внутри чайника была вода и не допускать резких перепадов температур. Хранить шаошуйху следует в сухом месте, изолированном от посторонних запахов.

Стеклянный чайник – самый простой в эксплуатации и к тому же самый бюджетный. Этот материал сравнительно недавно вошел в чайный обиход, но сразу прочно занял в нем свою нишу. Стеклянный чайник не ржавеет и не требует специального ухода. Он не впитывает посторонние запахи, что особенно актуально при варке чая с добавлением трав и травяных сборов. Немаловажна и эстетическая составляющая: прозрачные стенки позволяют увидеть все стадии закипания воды – от образования «крабьих глаз» до «жемчужных нитей» и «вздымающихся волн». Но перед покупкой важно убедиться, что стекло термостойкое – закаленное и  рассчитанное на непосредственный контакт с огнем и резкие перепады температур. Такое стекло на заводе снабжают тремя клеймами, говорящими, что пользоваться чайником можно на газовой, электрической и стеклокерамической плите (не путать с индукционной, метод индукции подразумевает использование специальной металлической посуды). Хорошо, если на донце такого чайника будет встроен рассекатель пламени. Сосуд может быть как полностью стеклянным, так и комбинированным, со стеклянной колбой и пластиковой ручкой, не проводящей тепло, а также с пластиковой крышкой. Важно также оценить эргономичность возможного кандидата на покупку: держать за ручку пустой чайник и доверху наполненный кипятком должно быть одинаково удобно. Несмотря на то, что стекло термостойкое, резкого перепада температур допускать, все-таки не следует: во избежание трещин не ставьте чайник с холодной водой сразу на сильный огонь и следите, чтобы в процессе нагрева внутри всегда оставалась вода.

 

 

 

 

Комментарии
Пока нет ни одного комментария