Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню
This site uses cookies to offer you a better browsing experience.

You can review our Cookie Policy and Privacy Policy (which are parts of our User Agreement), accept usage of all cookies on our website, view the list of cookies and manage whether you accept usage of specific cookie groups or only necessary cookies under Cookie Settings.

User Agreement
Cookie Settings
Accept All Cookies

Necessary cookies

Cookies that we use to store various session data like user's cart contents, whether user is logged in or not, preferred currency, the acceptance of various types of cookies.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services. They are strictly required for our site to work properly.
Show cookies list

Maintenance cookies

Cookies that we use to enhance user experience like switching mobile and desktop versions on mobile devices.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services.
Show cookies list

Statistics cookies

Cookies that store impersonal user data to track user activity within our website via third party statistics services.
We use such services to analyze our website performance and enhance overall user experience.
Show cookies list

Third party cookies

Cookies that store various settings and user preferences over third party services i.e. embedded YouTube videos and are required for them to work properly.
If not accepted, such services will be unavailable within our website.
Show cookies list

Manage your cookie settings

You can either delete cookies from our website by changing your cookie preferences in this settings section, or by deleting cookies data in the specific browser.

If you accept our cookie settings and dismiss this settings section you can always manage these settings again by clicking on "Manage cookie settings" link under "Support" section in our website's footer section.
Show instructions

Accept necessary cookies only
Accept selected cookies

Столики, полки, подставки


В чайном пространстве для размещения и демонстрации посуды используются столики, полки и подставки. В Японии их виды, формы, размеры, месторасположение, а также порядок установки на них предметов утвари формализованы до мелочей. Более того, в каждой школе на этот счет существуют свои предписания. В Китае подобных строгих правил нет, и разные полезные вспомогательные элементы обустройства чайной комнаты меняют свой формат и дизайн в соответствии с модой и духом времени.

 

ЧАЙНЫЙ СТОЛИК

В 80-е годы ХХ века на Тайване, а затем и в континентальном Китае вместе с модой на чаепитие гунфуча вошли в обиход столики чапань 茶盘 (в русскоязычном чайном сообществе устоялось название «чабань»), без которых сегодня уже невозможно представить «китайскую чайную церемонию». Особый шарм стилю гунфу придает паоши 泡湿, обильное возлияние на чайную утварь горячей воды, собирающее внимание всех участников. Пламя свечи подсвечивает поднимающийся пар, чашки начинают таинственно блестеть, а чайные фигурки ненадолго оживают и пускают счастливые пузыри. Но даже если речь идет о небольшой портативной доске, которую можно использовать на рабочем столе во время перерыва, она быстро организует там свою «отдельную реальность». 

(сделать фото гугнфуча)

Чабани могут различаться по внешнему виду, размеру, материалу и способу слива. Самая популярная модель – небольшая деревянная прямоугольная конструкция с решетчатой рабочей поверхностью и встроенной емкостью для сбора воды. Чабань такого типа может быть и портативной, совмещая свои функции «чайной сцены» и «чайной коробки»: чайные принадлежности хранятся у нее внутри, как в чемоданчике. Материалом чаще всего служит бамбук – легкий и красивый, но не слишком долговечный, особенно при эксплуатации в условиях низкой влажности воздуха. Большим сроком службы отличаются чабани из ценных пород дерева – венге, разновидностей красного дерева, эбенового дерева и сандала.

(фото взять с сайта)

Другой тип чабани – с системой отвода воды через шланг в ведерко, спрятанное от взглядов гостей. В качестве материала используются ценные породы дерева, керамика или камень. Размер варьируется от среднего до большого до очень большого: самые массивные конструкции вырезают из корней столетних деревьев хуанцзиньчжан 黄金樟, золотая камфара (аутентичная техника гэньдяо 根雕, которая распространяется на предметы самых разных размеров – от крохотных статуэток до массивных предметов мебели). Каменные чабани – самые надежные, долговечные и презентабельные. Но и самые дорогие. Техника резьбы по камню в Китае оттачивалась тысячелетиями, поэтому предметы в этой категории зачастую являют собой настоящие произведения искусства.

(сфотографировать стол КЧК)

В настоящее время на Тайване, который остается законодателем чайной моды и для континентального Китая, набирает популярность «сухое» заваривание ганьпао фа 干泡法, являющее противоположную «мокрому» шипао тенденцию. Основные принципы стиля ганьпао – сдержанность и аккуратность. Движения чайного мастера должны быть столь точны, чтобы ни одна капля не упала мимо. Поэтому другое название стиля гунфуча цинпао 清泡, «чистое» заваривание. При таком подходе отпадает необходимость в сложной системе дренажа, шлангах и ведерках. Форма чабани становится простой и даже аскетичной, но при этом подчеркнуто элегантной. Чабань все чаще заменяют небольшие аккуратные полочки или плетеные коврики часи 茶席. Особым шиком считается отреставрированный антиквариат, например доска из корпуса «ушедшей на берег» старой рыбацкой лодки или другие неожиданные решения. Однако за неимением оной можно провести церемонию и на тканевой чайной салфетке.

 

 

До 80-х годов ХХ века функцию «чайной сцены» выполняли «чайные лодки» чачуань 茶船, «чайный пруд» чачи 茶池 и «полоскательницы» часи 茶洗. Все это разные названия для очень похожих друг на друга керамических сосудов округлой формы, плоских, с крышкой и отверстиями для слива воды. В некоторых моделях крышка отсутствует, вместо нее в центре плошки имеется небольшой пьедестал для чайника. Перед началом церемонии чачи заполняют горячей водой, в которую погружают чашки, чтобы прогреть их и подготовить их к встрече с чаем.

 

СТЕЛЛАЖИ И ПОЛКИ

Тана 棚, буквально «полка», – собирательный японский термин для различных типов полок и стеллажей в чайных комнатах размером более 4,5 татами. Это дайсу 台子, одана 大棚, котана 小棚, сицукэдана 仕付棚 и тансу 箪笥. Тана могут быть двух- и трехъярусными, стационарными и портативными. Их изготавливают из различных пород дерева, самый строгий стиль подразумевает отделку черным лаком.

Дайсу

Дайсу 台子 – двухъярусный переносной стеллаж для размещения чайной утвари. В его конструкции нижняя, массивная полка дзита 地板 (доска Земли) соединена с легкой верхней тэнита 天板 (доска Неба) четырьмя вертикальными опорами хасира 柱. Существует три разновидности дайсу. Синдайсу 真台子, вырезанный из криптомерии и покрытый блестящим черным лаком, – самый ортодоксальный и строгий, используется во время официальных церемоний. Первый синдайсу в Японию привез из Китая в 1267 г. монах Нампо Дземё. Со временем этот предмет интерьера стал непременным атрибутом чаепитий во всех дзэнских монастырях, а затем и в чайных хижинах-соан, и на «чаепитиях в гостиной». Размер синдайсу составляет, в среднем, 91 см в ширину, 42 см в глубину, 67 см в высоту. Толщина дзита 4,2 см, толщина тэнита 1,8 см. Известно, что сёгуну Ёсимаса принадлежали три таких дайсу.

 

Синдайсу ставят на «татами для утвари» на противоположной от мастера стороне. Предметы располагается в определенном порядке, который называется дайсу-кадзари 台子飾り. Вот пример одной из таких расстановок. На нижней полке слева – очаг-фуро с котелком-кама, справа – мидзусаси, а между ними – вазочка сякутатэ 杓立 с ковшиком хисяку и щипцами для углей. Перед сякутатэ – плошка для воды кэнсуй. На верхней полке слева – тяван с лежащими в ней венчиком-тясэн, сложенной салфеткой-тякин и ложечкой тясяку, а справа – тяирэ.

 

Такэдайсу 竹台子 – менее строгий стиль стеллажа, с полками из дерева павлонии и столбиками из белого бамбука. Первый такэдайсу сделал сам Мурата Дзюко. Ранние модели повторяли размеры синдайсу, но затем Сен-но Рикю несколько уменьшил габариты до 75 см в ширину, 38 см в глубину и 60 см в высоту.

 

 

Еще одна разновидность дайсукюдайсу 及台子, у которого не четыре ножки-опоры, а только две. По преданию, эта форма символизирует врата, в которые  в Древнем Китае входил чиновник, успешно сдавший экзамен на степень цзиньши 進士. У первых кюдайсу, привезенных из Сунского Китая, края тэнита были немного загнуты вверх и дзита по размеру была чуть меньше тэнита, что усиливало сходство подставки с воротами. Сэн Сотан любил ставить в чайной комнате кюдайсу из павлонии, покрытую темно-зеленым и красным лаком.

 

К разряду подставок-дайсу относят и полку нагаита 長板, которая по сути представляет собой дзита, то есть нижний ярус дайсу. Нагаита размещают непосредственно на «татами для утвари». Она может быть  выполнена в официальном стиле, то есть вырезана из криптомерии и покрыта черным или темно-зеленым лаком. Менее строгий вариант предполагает использование в качестве сырья древесину павлонии, сливового дерева или шелковицы. В таком случае поверхность шлифуется, но либо остается вовсе не покрытой лаком, либо прозрачный лак наносится тонким слоем. В разных типах церемонии задействуют два вида нагаита: большая и малая. Большая используется в чаепитиях с применением стационарного очага, малая – в чаепитиях с очагом-фуро.

 

 

Одана

Одана 大棚 или «большая полка» – это общий термин для стеллажей с закрывающейся секцией, ширина которых близка к ширине циновки татами – дзёдана 紹鴎棚, синотана 志野棚 и др. Дзёдана 紹鴎棚 – трехъярусный стеллаж с раздвижными дверцами в нижнем отсеке. Назван в честь своего создателя, мастера Такэно Дзёо. По традиции его делают из древесины кипарисовика хиноки и покрывают красным лаком. Синотана 志野棚 – менее официальный стиль, чаще всего в качестве материала используют древесину павлонии. Средний ярус накаита 中板 (средняя доска) разделен на левую и правую секции. Нижняя левая секция кэндон-бута 倹飩蓋 закрывается дверцей, верхняя – более высокая простая полка, а в средней части – резное отверстие кодзама-тору 香狭間透. Это один из любимых стеллажей Сэн-но Рикю, поэтому его также называют рикю-фукуродана 利休袋棚.

 

Кодана

Маленькие полки кодана 小棚 используют для хранения и переноски предметов чайной утвари, в особенности мидзусаси, а также благовоний, цветочных ваз, курильниц и др. Размер кодана, как правило, составляет половину от ширины большой одана. Они могут быть двух- и трехъярусными, с двумя или четырьмя опорами. К категории кодана относятся прямоугольные ёходана 四方棚 и кокодана 更好棚, резные трехъярусные мидзусаси-дана 水指棚, округлые мару-дзёку 丸卓, корай-дзёку 高麗卓 в корейском стиле и многочисленные другие модели.

 

 

Чагуй и чацзяцзы

В Китае, где подход к хранению чайной посуды не ограничен строгими рамками, в чайных пространствах можно встретить и антикварные шкафчики чагуй 茶櫃, и полки чацицзю шоунацзя 茶器具收納架 (или просто чацзяцзы 茶架子) Цинской эпохи, и их более поздние стилизации, и универсальные современные дизайны. Среди рядовых пользователей самыми популярными на сегодня являются небольшие стеллажи – круглые, в форме персика или вазы – с полочками на разных уровнях, где можно разместить несколько любимых чашек и чайников. Коллекционеры же предпочитают большие подвесные полки со множеством ячеек.

 

Тябако

В Японии принято хранить чайную утварь в ящичках тябако 茶箱. Впрочем, такой подход распространяется на все ценные предметы и семейные реликвии: их достают по случаю, в дни годовщин и семейных торжеств, календарных праздников и т.д., а затем вновь убирают в ларцы и коробки. Поэтому у каждого такого предмета есть собственный «домик», в котором он хранится.

 

 

 

ПОДНОСЫ

Чайную посуду приносят и уносят из чайной комнаты на небольших подносах. В Японии они называются бон 盆– изящные, легкие, деревянные, покрытые черным, красным или зеленым лаком. Классические формы – круглая мару-бон 丸盆, «горная дорога» ямамити-бон 山道盆 с неровным бортиком, напоминающим тропинку в горах, «цветочная» ханагата-бон 花形盆, «восемь знаков-гуа» хаккэбон 八卦盆, «полумесяц» хангецу-бон半月盆, а также квадратная ёхобон 四方盆 и другие.

 

 

Китайские чайные подносы чатоупань 茶托盘, в большинстве своем квадратные, изготовленные из бамбука, бывают двух типов: со сплошным бортиком и с отверстием в углу. Первые предназначены исключительно для посуды, тогда как вторые используют и для манипуляций с чаем.

 

 

Случается и так, что транспортировкой посуды действие подноса не ограничивается, и он становится полноценным участником церемонии. Рякубон 略盆– один из неформальных стилей японского чаепития, когда все необходимые для взбивания чая предметы, а именно тяван, тясэн, нацумэ, тясяку и тякин, размещают на подносе тэнсин-бон 点心盆. Этот несколько упрощенный вариант чайного действа, тем не менее, предполагает строго определенный сценарий и высокую внутреннюю концентрацию участников. С «чаепития на подносе» начинается обучение всех тех, кто хочет познакомиться с основами тяною в чайных школах Японии.

 

 

Титосэ бон 千歳盆– красивый и функциональный гибрид ящичка тябако и подноса. Это круглая коробка, крышка которой одновременно является подносом ханагата-бон.

 

 

ПОДСТАВКИ

Как известно, японская церемония проходит в отсутствии столов и стульев: и хозяин, и гости сидят непосредственно на циновках, а предметы чайной утвари располагаются либо также на циновках, либо на подставках. Назначение каждой подставки узкоспециально, то есть, если какому-то из основных атрибутов по каким-то причинам полагается подставка, она будет использоваться только в паре с ним для этих конкретных целей. Так, например, горячую переносную печку фуро для термоизоляции всегда ставят на дощечку сикиита 敷板. В соответствии с типом, формой и размером печи сикиита подразделяются на большие оита 大板, маленькие коита 小板, круглые маруита 丸板 и керамические кавараита 瓦板.

 

Особый статус чайницы-тяирэ подчеркивается тем, что ее размещают на специальной декоративной подставке кадзари-бон 茶入飾盆. Такое правило появилось еще в эпоху Муромати, на самых ранних этапах формирования японской чайной традиции.

 

 

Футаоки 蓋置, японские подставки для ковшика хисяку и крышки кама, пожалуй, самые милые аксессуары второго плана. Они могут быть выполнены из бамбука, металла или керамики. Их формы чрезвычайно многообразны, у чайного мастера в коллекции всегда имеется несколько штук на разные случаи – полые цилиндрики фуки-нуки 吹貫, округлые «барабаны» тайко 太鼓 и зауженные тигири 千切, «лист» итиё 一葉 и «хворост» табасиба 束柴, «фонарик студента» ягаку 夜学, «прялка» итомаки 糸巻, которую используют во время «звездного фестиваля» танабата, «тушечница» бокудай 墨台, а также бамбуковые «зимние» тэнбуси 天節 (в рабочем положении междоузлие находится сверху) и «летние» накабуси 中節 (междоузлие посередине).

 

 

Особый интерес представляют фигурки из комплекта рикю ситисю футаоки 利休七種蓋置, семи бронзовых подставок, принадлежавших Сэн-но Рикю: хоя куро, мицунингё, готоку, иккандзин, садзаэ, кани и мицуба. Само по себе наличие подобного реквизита – любопытная деталь к портрету Мастера, канонизированного и превращенного в икону последующими поколениями, которая сильно меняет восприятие его образа, добавляя ему живые человеческие черты. Футаоки Рикю были бронзовыми, но в наши дни очень популярны они и в керамике. В любом случае, все они принадлежат к тяною догу и требуют особого обращения.

 

 

Футаоки «три человечка» мицунингё 三人形 они же «три бездельника» (санкандзин 三閑人) или «три китайца» (санкандзин 三漢人 и сантоудзин  三唐人) имеет множество вариаций. Оригинальная футаоки, принадлежавшая Рикю, представляла собой «хоровод» трех отроков в одеждах династии Тан, которые держатся за руки, стоя спиной друг к другу. В различных копиях этой изначальной версии встречаются как три мальчика в одежде других эпох, так и два мальчика и девочка, буддийские «три обезьянки» сандзару 三猿 или другие неожиданные герои. Важно, что один из трех персонажей всегда чем-то отличается от двух других: в рабочем положении именно он должен быть обращен лицом к мастеру. В случае с тремя обезьянками лицом к мастеру поворачивается та, что воздерживается от высказываний.

 

 

Готоку футаоки 五徳蓋置 – уменьшенная копия металлической подставки с тремя зубцами, которая служит для поддержки кама в зимнем очаге ро или летнем фуро. Чтобы избежать дублирования, готоку футаоки задействуют только тогда, когда в очаге стойка готоку не используется. Например, в случае с подвесным котелком или такой моделью фуро, где котелок ставится непосредственно на ее корпус. Другое правило заключается в том, что один из зубцов всегда обращен вперед, в том же направлении, что и ручка хисяку. И третье: во время подготовки к использованию готоку футаоки стоит в положении «кольцо внизу», в рабочем положении ее нужно перевернуть так, чтобы кольцо оказалось сверху.

 

 

«Курильницу» хоя куро 火屋香炉蓋置 используют только с нагаита или дайсу. После извлечения из кэнсуи, фигурку помещают около нижнего правого угла ро. Прежде чем положить на нее хисяку или крышку кама, крышку самой футаоки снимают, а перед возвращением на нагаита, закрывают.

 

 

Фигурку мальчика, прислонившегося к стенке колодца, называют иккандзин 一閑人, то есть «бездельник» или «праздный человек», но смыслы, заложенные в этом образе, выходят далеко за рамки буквальной трактовки. Размещая иккандзин на татами необходимо выбрать такое положение, чтобы голова человечка была направлена в сторону кама, то есть зимой он смотрит налево, в сторону ро, а летом направо, в сторону фуро. В современных моделях человечка часто заменяют фигурки котят, зайчат и других зверушек.

 

 

Садзаэ 栄螺 или «рогатый тюрбан» – это разновидность морских брюхоногих моллюсков из семейства Turbinidae. Когда фигурку приносят в кенсуй и выставляют на полке, два больших рожка должны быть обращены вперед. А вот на татами садзаэ нужно перевернуть так, чтобы рожки оказались внизу, только в этом положении он готов держать хисяку или крышку кама.

 

 

Крабика кани 蟹 особенно часто используют в летний сезон с переносным очагом фуро. С фигуркой легко справиться, ведь при использовании ее не нужно переворачивать. Единственное правило: на татами, в рабочую позицию, кани выкладывают в направлении клешнями к мастеру.

 

 

«Трилистник» мицуба 三つ葉 состоит из двух чашеобразных соцветий, из которых нижний немного больше верхнего. Эту подставку используют в летний сезон. На татами его сначала помещают большими листьями вниз, а затем переворачивают большим диаметром кверху.

 

 

В китайском чайном ритуале ввиду отсутствия ковшика-хисяку в качестве подставок под крышку чайника или гайвани используют гайчжи 蓋置 и гайтоу 蓋托. Разнообразие их форм продиктовано не столько переосмыслением классики, сколько вариациями на тему наиболее популярных, а именно бамбуковых цилиндров, фарфоровых фонариков и волшебных древесных пней.

 

 

В то время как японские футаоки помимо очевидной эстетической имеют обязательную функциональную нагрузку, в Китае они обрели самостоятельное бытие, не ограниченное назначением подставок-держателей, в качестве фигурок чатун.

 

Чайные фигурки

Статуэтки чачун 茶宠 не являются обязательными атрибутами чайной церемонии, но привносят в пространство настроение игры. Их поливают чаем во время церемонии и гладят кисточками, а по окончании действа тщательно моют и высушивают перед тем, как оставить маленького «духа-хранителя» присматривать за чайным столиком в отсутствии хозяина. Выполненные из пурпурного песка, фарфора или камня, смешные или серьезные и символические, они многое могут сказать о характере своего владельца. Техническая изобретательность китайских мастеров породила фигурки, меняющие цвет от нагревания кипятком,  пускающие счастливые пузыри или брызгающие водой.

(фото взять с сайта)

 

Комментарии
Пока нет ни одного комментария