Копилка 0 ₽
Что такое "Копилка"?

Это cashback-система для активных и постоянных покупателей. Начисление денег в Копилку происходит после оплаты заказа и рассчитывается таким образом:

  • если скидка клиента меньше 10% - в Копилку попадает 2% от суммы заказа;
  • если скидка клиента от 10% до 15% - в Копилку попадает 1% от суммы заказа;
Кроме того, получить приз в Копилку можно за активность в соцсетях, яндекс.маркете и т.п. - следите за новостями.

Деньгами из Копилки можно расплачиваться за следующие заказы. Оплатить из Копилки можно любую часть заказа или весь заказ целиком.

Меню
This site uses cookies to offer you a better browsing experience.

You can review our Cookie Policy and Privacy Policy (which are parts of our User Agreement), accept usage of all cookies on our website, view the list of cookies and manage whether you accept usage of specific cookie groups or only necessary cookies under Cookie Settings.

User Agreement
Cookie Settings
Accept All Cookies

Necessary cookies

Cookies that we use to store various session data like user's cart contents, whether user is logged in or not, preferred currency, the acceptance of various types of cookies.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services. They are strictly required for our site to work properly.
Show cookies list

Maintenance cookies

Cookies that we use to enhance user experience like switching mobile and desktop versions on mobile devices.
Such cookies do not process any user personal data nor do they send any data to third party services.
Show cookies list

Statistics cookies

Cookies that store impersonal user data to track user activity within our website via third party statistics services.
We use such services to analyze our website performance and enhance overall user experience.
Show cookies list

Third party cookies

Cookies that store various settings and user preferences over third party services i.e. embedded YouTube videos and are required for them to work properly.
If not accepted, such services will be unavailable within our website.
Show cookies list

Manage your cookie settings

You can either delete cookies from our website by changing your cookie preferences in this settings section, or by deleting cookies data in the specific browser.

If you accept our cookie settings and dismiss this settings section you can always manage these settings again by clicking on "Manage cookie settings" link under "Support" section in our website's footer section.
Show instructions

Accept necessary cookies only
Accept selected cookies

Чайные инструменты


Чадао люй цзюньцзы

В чайной церемонии гунфуча мастер пользуется набором из шести инструментов, который называется чадао люй цзюньцзы 茶道六君子, что буквально означает «шесть благородных чайной церемонии», в который входят совочек чацзэ, ложечка чачи, игла чачжань, щипцы чацзя, воронка чалоу и баночка чатун.

Совочком чацзэ 茶则, другое название чашао 茶勺, зачерпывают необходимого количества чая из чайницы. Ложечкой чачи 茶匙, иногда называют чабо или чаба 茶拨/茶扒, удаляют спитой лист из чайника по окончании церемонии. Иголка чачжэнь 茶针, иногда можно встретить название чатун茶通, предназначена для прочистки носика чайника от застрявших в нем фрагментов чайного листа. Щипцы чацзя 茶夹, другое название чакуай 茶筷, – многофункциональный инструмент. Ими держат чашки в процессе «купания» их в кипятке, чтобы не обжечь рук. Кроме того щипцы могут дублировать функции ложечки чачи при удалении спитой заварки из чайника. И третье применение щипцов – закручивание воды и манипуляции с чайным листом во время варки чая. Воронку чалоу 茶漏 одевают на горлышко чайника, чтобы чайный лист не просыпался мимо. Баночка чатун 茶筒 служит подставкой для всех перечисленных выше чайных принадлежностей.

Традиционно чайные инструменты делают из бамбука, реже из более ценной древесины, например, из сандала. Наконечник иглы может быть выполнен из кости. Щипцы часто можно встретить как отдельный инструмент, и тогда они скорее всего будут металлическими.

 

 

Тясяку

В японском классическом чайном действе чайный порошок маття из чайницы в чашу насыпают при помощи тонкой бамбуковой ложечки тясяку 茶杓.  Этот третий по степени значимости чайный атрибут после тяван и тяирэ соединяет в себе простоту, функциональность и изящество. На ранних этапах формирования чайной культуры тясяку импортировались из Сунского Китая, но уже в начале XVI века мастера чая стали самостоятельно вырезать их из бамбука. Считается, что такой обычай ввел в обиход известный мастер Такэно Дзёо. Другому знаменитому мастеру Сэн-но Рикю принадлежит идея хранения тясяку в бамбуковом футляре цуцу 筒. Впоследствии мастера стали давать поэтические имена-мэй 铭 своим тясяку, выведя тем самым значение этого инструмента за рамки функционала и наделив его чертами личности. Как и в случае с тяван, имя записывается на футляре. У мастера чая в распоряжении имеется всегда несколько тясяку, и выбор той или иной для конкретного случая зависит от множества факторов – типа церемонии, времени года, темы встречи и настроения участников.

 

тясяку великих чайных мастеров прошлого (слева направо) Сэн-но Рикю千利休, Такэно Дзёо 武野紹鷗,  Хосокава Сансай 細川三斎, Фурута Орибэ 古田織部, Хонами Коэцу 本阿弥光悦 и Кобори Энсю  小堀遠州。1. тясяку «Рёхи» 両樋(りょうひ)мастера Сэн-но Рикю千利休 (XVI век), длина 17,5 см, цуцу из бамбука сусутакэ 20,1 см, запасной футляр 22,0 см; коллекция Токийского художественного музея Сэйкадо бунко静嘉堂文庫美術館蔵. 2. тясяку и цуцу «Катагири Сэкисю»片桐石州 мастера Такэно Дзёо武野紹鷗 (XVI век), длина 17,6 см, футляр из бамбука 20,4 см; коллекция музея Госима 五島美術館蔵. 3. тясяку и цуцу «Кэцури соконахи» けつりそこなひ мастера Хосокава Сансай 細川三斎(XVII век), длина 17,4 см; коллекция музея Эйсэй бунко 永青文庫蔵 4. тясяку и цуцу «Итамия софу» 伊丹屋宗不 мастера Фурута Орибэ (XVI век), длина 18 см, длина футляра 20,8 см; коллекция музея Госима 五島美術館蔵. 5. тясяку и цуцу «Акацуки юки/Гёсэцу» 暁雪/ぎょうせつ мастера Хонами Коэцу  本阿弥光悦 (XVII век), длина 17,6 см, длина футляра 21,2 см; коллекция музея Госима 五島美術館蔵. 6. тясяку «Сэйтай» 青苔 и цуцу мастера Кобори Энсю 小堀遠州 (XVII век), длина 16,9 см, длина футляра 20 см; коллекция токийского музея Хатакэяма 畠山記念館蔵

 

Что касается технических параметров, то тясяку представляет собой длинную, узкую деревянную пластину, длиной 19-21 см и ширину 1 см, кончик которой изогнут и образует черпак, а противоположный конец ровно срезан. В качестве основного материала используется бамбук, разновидностей которого в Японии насчитываются десятки – черный бамбук куротику 黒竹, белый бамбук сиратакэ 白竹, кунжутный бамбук гоматакэ 胡麻竹, бамбук шиботакэしぼ竹, сажистый бамбук сусутакэ 煤竹, пятнистый бамбук хантакэ斑竹, пестрый бамбук симитакэしみ竹, бамбук «черепаший панцирь» киккотакэ 亀甲竹, настоящий бамбук дзитсутакэ 実竹, облачный бамбук монтакэ 紋竹, тигровый бамбук торатакэ 虎竹 и т.д. Помимо бамбука могут быть использованы и другие материалы, включая слоновую кость, рог оленя или буйвола, панцирь черепахи, золото, серебро и древесину – вишни, шелковицы, клена, сливы и т.д.

                                                              

a) цую 露 b) кайсаки 櫂先 c) хи 樋 d) фуси 節 e) оттори 追取 f) киридомэ 切止,  фуси-юэ 節上, фуси-сита 節下, тамэ 撓 ,  аригоси 蟻腰

Бамбуковый узел фуси 節 делит ручку на две части: верхнюю, фусиюэ 節上, по которой проходит канавка хи 樋 (их может быть несколько), и нижнюю фусисита 節下. Сама ручка называется оттори 追取, ее верхняя часть киридомэ 切止. Черпачок называется кайсаки 櫂先, его кончик – цую 露, а тыльная сторона – тамэ 撓.

Все модели тясяку принято делить на несколько групп – по форме фуси, кайсаки и киридомэ. Исходя из положения фуси, выделяют срединное накабуси 中節, верхнее томэбуси 止節 и отсутствие мубуси 無節, а также фуси с глубокой выемкой аригоси 蟻腰 («муравьиная талия») и без выемки сугугоси 直腰. По форме кайсаки различают мару 丸形, итимондзи 一文字形,  кэнсаки 剣先形, токин 兜巾形,  хирамару平丸形, ха 葉形 и ходзю 宝珠形.  Срез киридомэ может быть прямоугольным ёхокири тоси 四方切下し, прямоугольным со снятой фаской ёхокири ментори 四方切面取, срезан под углом ментори 面取 или в форме полумесяца хангетсу 半月.

 

 

 

 

Тясэн

Тясэн 茶筅 – это бамбуковый венчик, предназначенный для взбивания в пену чайного порошка в чаше тяван. Его вырезают вручную из цельного куска бамбука толщиной 2–2,5 см и длиной 9–12 см. Бамбуковое сочленение фуси 節 делит венчик на ручку дзику 軸 и собственно рабочую часть, состоящую из двух рядов тонких ушек хо 穂. У внешнего ряда хосаки 穂先 кончики загнуты вовнутрь, а у внутреннего тядзими 茶じみ – вовне. Но существуют и модели, в которых оба ряда имеют загнутые вовнутрь кончики.

                                           

a) тядзими 茶じみ b) хосаки 穂先 c) карами-ито 絡み糸  d) дзику 軸 e) фуси 節

 

Количество ушек колеблется в пределах от 16 до 120 в зависимости от области применения: для приготовления густого чая койтя используются венчик с более жесткими хо и меньшим их количеством (16–64), а для приготовления легкого усутя нужен более мягкий венчик с большим количеством хо (68-120). Венчик с 16 хо называется хира хо 平穂, с 32 – ара хо 荒穂, 48 – нака-ара хо 中荒穂, 64 – цунэ хо / нами хо 常穂 / 並穂, 68-74 – кадзу хо / шигэ хо 数穂 / 繁穂, 75-80 – хатидзю хондатэ 八十本立, 81-95 – хяку хондатэ 百本立, 96-120 – хяку нидзю хондатэ 百二十本立. Стандартным считается тясэн с 64 хо (речь идет о количестве внешних ушек, общее в таком случае будет 128). У основания ушки соединены шнуром карами-ито 絡み糸– черным куро-ито 黒糸, белым шира-ито 白糸 или красным ака-ито 赤糸. Типичный пример использования ака-ито тясэн – церемония, посвященная юбилею, потому что праздничный красный цвет еще и символизирует долголетие.

                                          

 

Для изготовления тясэн бамбук, достигший трехлетнего возраста. Его срезают зимой, кипятят и сушат на открытом воздухе, после чего выдерживают некоторое время (от месяцев до лет) перед обработкой. Что касается сортов, то разные школы отдают предпочтение разным сортам. Так, в Омотэ-сэнкэ 表家 по традиции используют сусутакэ 煤竹 (бамбук, который долго коптился над очагом); в Урасэнкэ 裏家 – бамбук хатику 破竹; в Мусякодзисэнкэ 武者小路千家 – черный бамбук куротакэ 黒竹. Кроме того, для новогодних церемоний принято использовать тясэн из зеленого бамбука аотакэ 青竹, а для неформальных чаепитий – тясэн из золотого бамбука канэтакэ 金竹. Форма тясен определяется множеством различных факторов, таких как школа, формат церемонии, ее повод и т.д. Например, для встреч на открытом воздухе нодатэ 野点 – лучший выбор, для чайных чаш тэнмоку требуются и тясэн тэнмоку 天目, а котобуки 寿 выбирают на Новый год.

                        

Хотя тясэн не предназначен для многолетнего использования, срок его службы можно продлить. Перед церемонией замочите его в теплой воде на несколько минут: такое распаривание помогает улучшить эластичность венчика. При взбивании чайного порошка старайтесь избегать касания стенок таван, чтобы сохранить форму и предотвратить поломку его усиков. После использования тясэн нужно снова замочить в теплой воде до трех раз, пока не исчезнут все остатки чая. Омовение перед церемонией называется тясэн юдзи 茶筅湯じ, а после использования – тясэн сусуги 茶筅濯ぎ. Промытый тясэн следует высушить должным образом на специальной подставке тясэн татэ 茶筅立て. Тясэн не следует сушить в вертикальном положении: излишки воды скапливаются в ручке, что может привести к образованию плесени.

 

Хисяку

Хисяку 柄杓 – деревянный ковшик с длинной ручкой, который используется в японском классическом тяною для наливания горячей воды в чайную чашу из котелка кама и для пополнения тэцубина холодной водой из мидзусаси. Существуют два типа хисяку: ортодоксальный саситоси хисяку 差通し柄杓, у которого ручка гара 柄 проходит штифтом насквозь чаши го 合, и цуки-гата хисяку 月形柄杓, который был введен в обиход Рэн-но Рикю и ассоциируется с ваби-тя.

 

Для разных церемоний и в разное время года используются разные модели хисяку. Более крупная версия мидзуя-хисяку 水屋 из кипарисового дерева используется гостями для ритуального ополаскивания рук и рта перед входом в чайную комнату, а также при приготовлении чая на открытом воздухе.

 

Кисточка янхуби

Кисточкой янхуби 养壶笔 поглаживают облитый кипятком чаху, удаляя капли воды с поверхности. При этом чайник раз за разом мягко полируется, за что кисточка и получила свое названия янхуби, «кисточка для ухода за чайником». Ручка чаще всего бывает выполнена из дерева, но встречаются экземпляры, сделанные из рога животных. Сама же кисточка всегда делается из натурального меха. После каждой церемонии кисточку, как и остальные аксессуары, необходимо тщательно промыть в чистой воде и высушить во избежание образования плесени.

 

 

Чайное ситечко

Ситечко чалюй 茶滤 (альтернативное название люйван 滤网) используют, чтобы фильтровать готовый настой. Его помещают в горлышко чахая или держат на весу, проливая через него настой из чайника или гайвани. Корпус ситечка может быть металлическим или фарфоровым, бамбуковым или вырезанным из тыквы, а сетка – из металла или пластика. Частички ломаного листа и ворс чайных почек остаются на сетке, чтобы ничто не мешало любоваться идеальной красотой настоя. Особенно, если речь идет о церемониальном чаепитии.

 

Чахэ

Чахэ 茶荷, что буквально значит «чайный лотос» – небольшая емкость, в которую мастер отсыпает нужную порцию чая и предлагает гостям для ознакомления. Момент первого знакомства всегда очень важен. Участники церемонии по очереди передают чахэ друг другу, рассматривая лист и вдыхая его аромат. Простое и приятное действие объединяет группу, позволяет каждому одновременно побыть наедине с чаем и почувствовать то же, что и все остальные. В качестве материала для изготовления чахэ в большинстве случаев выступают фарфор, керамика и бамбук, реже – металл. Формы продолговатые, округлые и открытые, с невысоким бортиком, сходящим на нет на одном из концов для беспрепятственного насыпания чайного листа в чайник.

 

 

 

Комментарии
Пока нет ни одного комментария